МКУ "Лужский ИМЦ" — Преимущества инклюзивных форм образования в контексте гуманизации общества
Главная / Без рубрики / Преимущества инклюзивных форм образования в контексте гуманизации...

Преимущества инклюзивных форм образования в контексте гуманизации общества

Преимущества инклюзивных форм образования

в контексте гуманизации общества

 

Инклюзивный подход опирается на право ребенка жить полноценной жизнью также как и все другие дети. Соответственно и подготовка специалистов должна измениться. Это не означает, что надо отказаться от, несомненно, значительных достижений отечественной коррекционной педагогики, необходимо лишь перенести акцент с дефекта на право ребенка на достойную жизнь в обществе.

В то же время, препятствием на пути интеграции может быть неподготовленность семей обычных детей к восприятию детей с особенностями развития. Нужно отметить, что психологические исследования показали, что до 4-5 лет дети не замечают различий. Дети отражают отношение взрослых к другим людям. И если значимый взрослый (мама,  педагог) насторожен в отношении к особенному ребенку, то таким же будет и отношение его подопечных. Если взрослый демонстрирует отношение принятия и поддержки, то же будет делать и ребенок.

В интегративной среде принимают каждого ребенка независимо от его особенностей. Для некоторых семей это становится первым опытом позитивного отношения к своему ребенку, имеющему нарушения развития, помогает семье преодолеть стереотип инвалидизации, ощущения неизбежности тяжелого течения жизни. Это уменьшает риск отказа от ребенка «под гнетом обстоятельств».

Общаясь с «обычными» детьми, под пристальным вниманием педагогов и специалистов, ребенок с особенностями развития лучше усваивает нормы и правила жизни в обществе, развивается «ближе к норме», чем в специализированных учреждениях. Это также поддерживает семью в ее желании воспитывать ребенка дома.

За счет вовлечения в проблему большого количества «обычных» семей происходит заметное воздействие на общественное мнение. В микрорайонах, в которых находятся интегративные детские сады и школы, формируется позитивное отношение к детям с особенностями развития и воспитывающим их семьям. Теперь уже нередко можно услышать от родителей, приводящих своих обычных детей в «интегративную среду», такие фразы: «общение с детьми-инвалидами – это благородно», «я хочу, чтобы мой ребенок рос доброжелательным и терпимым», и т.д. Для любой семьи, участвовавшей в интегративных программах, личное столкновение с проблемой не явится катастрофой.

Возможность получить квалифицированную помощь практически по любому вопросу, касающемуся здоровья ребенка, его воспитания, адаптации в обществе, дает родителям определенную уверенность и спокойствие. При этом то, что специалисты постоянно подчеркивают значение семейного воспитания, роль родителей, советуются с ними по всем вопросам развития и жизни ребенка, повышает самооценку и уровень компетентности семьи. Психологические консультации помогают преодолевать семейные кризисы, укрепляют семью в целом.

Создаются условия для общения родителей, взаимодействия семей. Это позволяет семье, воспитывающей особенного ребенка, преодолеть тенденцию к социальной изоляции, вызванную отличиями ребенка от сверстников. Во время пребывания ребенка в детском саду родитель, до того сидевший с ребенком дома, получает возможность выйти на работу, возобновить прерванные социальные контакты, уделить внимание своим собственным потребностям.

Специалисты, давно работающие в интегративных детских садах, отмечают, что возрастает внутренняя потребность в повышении квалификации, повышается профессиональная компетентность и интерес к работе. Возникает команда единомышленников, эффективно решающая возникающие проблемы. Таким образом, инклюзивная модель способствует развитию творческих сторон личности педагогов и формирует междисциплинарную команду специалистов.

Кроме того, подобная модель экономически выгодна. Стоимость пребывания ребенка в интегративной группе, даже при условии введения дополнительных ставок специалистов, ниже, чем содержание в специальных государственных учреждениях интернатного типа.