МКУ "Лужский ИМЦ" — Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы
Главная / Без рубрики / Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы

  1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф.И.О., должность, автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

название города, населённого пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

год разработки дополнительной образовательной программы.

  1. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

направленность дополнительной образовательной программы;

отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи дополнительной образовательной программы;

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

формы и режим занятий;

ожидаемые результаты и способы их проверки;

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

  1. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

Методическое обеспечение может включать описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

  1. Список использованной литературы.

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Примечание: Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. Именно поэтому, рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации содержания образовательной программы с учетом запросов и потребностей, возрастных особенностей обучающихся, участвующих в реализации данной программы, особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • календарно-тематический план;

  • содержание рабочей программы;

  • средства контроля;

  • учебно-методические средства обучения.

Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы по внеурочной деятельности может быть составлен по аналогии с требованиями к образовательной программе дополнительного образования детей. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного детского объединения. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

Титульный лист содержит (Примерный титульный лист представлен в приложении 1.):

наименование образовательного учреждения;

гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

название учебного курса внеурочной деятельности (для системы дополнительного образования детей — вида деятельности);

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу внеурочной деятельности (для системы дополнительного образования детей — вида деятельности);

год обучения;

возраст детей;

год составления программы.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;

изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;

количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим занятий внеурочной деятельности;

Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

«Календарно-тематический план» Рабочей программы самый объемный раздел, отражает реализацию образовательной программы в течение учебного года. Для написания календарно-тематического плана Рабочей программы потребуется использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание программы». Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.

Как правило, этот структурный элемент программы оформляется в виде таблицы, и мы предлагаем два ее варианта.

Первый вариант (традиционный) подходит для тех видов внеурочной деятельности, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются последовательно. К этой группе можно отнести внеурочную деятельность изобразительного, декоративно-прикладного, эколого-биологического, культурологического направления и технического творчества.

Календарно-тематический план в первом варианте может быть оформлен следующим образом:

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Графы «Теоретические занятия» и «Практические занятия» составляются на основании образовательной программы, на базе которой разрабатывается Рабочая программа, и отражают ход ее изучения в течение данного учебного года. При этом нужно не забыть про каникулы, окончание учебных четвертей, полугодия и учебного года.

В графе «Воспитательная работа» отражается содержание воспитывающей деятельности как необходимой составляющей учебных занятий, т.е. текущая воспитательная работа с детьми.

Второй вариант составления календарно-тематического плана для тех видов внеурочной деятельности (музыкальные, спортивные, хореографические), в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются не последовательно, а параллельно.

Для второго варианта можно предложить такую форму календарно-тематического плана:

Названия тем

Всего часов

Содержание деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Тема № 1

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Тема № 2

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

И т.д.

При таком варианте планирования в графе «Название тем» сразу выписываются все темы в соответствии с образовательной программой, а затем в графах с названиями месяцев отражается изучение каждой темы в течение учебного года.

Раздел «Содержание рабочей программы» включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Примечание: Понятие «Дидактическая единица» не имеет нормативного определения, это понятие находится в сфере педагогической науки. Однако, анализируя нормативно-правовые акты, содержащие ссылки на данное понятие, можно сформулировать следующее определение. Дидактическая единица — элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица — одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине (предмету). При разработке примерного содержания учебной дисциплины рекомендуется по каждой учебной теме (разделу) указывать — номер и наименование темы (раздела) (в соответствии с примерным тематическим планом); — обобщенные требования к знаниям и умениям студентов; — содержание учебного материала (дидактические единицы); — лабораторные и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование). (Письмо Министерства образования РФ от 31 января 2002 г. N 18-52-116ин/18-15 «О рекомендациях по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования» Дидактические единицы служат ориентиром для сравнения учебных программ тех или иных учебных заведений с целью установления преемственности содержания образования. Структура дидактической единицы рассматривается сквозь призму трех составляющих учебной программы: — теоретическая, формирующая мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к предмету изучения; — практическая; — контрольная, определяющая дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности обучающихся. (Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений, утв. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. 777) Допускается создание учебника по отдельному курсу (части учебной дисциплины) при условии, что этот курс входит самостоятельной дидактической единицей в примерный учебный план и для него разрабатывается учебная программа (Письмо Министерства образования РФ от 23 сентября 2002 г. 27-55-570/12) В качестве примера разбивки дисциплины на дидактические единицы приводится один из элементов Обязательного минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании», обеспечивающий получение дополнительной квалификации «Менеджер образования». ОПД.01. Экономическая теория. Предмет экономической науки; введение в экономику; основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, ценовый уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы и др. (Государственные требования к минимуму содержания программ и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» (для руководителей органов управления образованием субъектов российской федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием), утв. Заместителем Министра образования Российской Федерации Ю.В.Шленовым 14 ноября 2003 года ГТППК 30/36).

Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания.

Раздел «Учебно-методические средства обучения» может включать описание: учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся1 (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).

Учебно-методические средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

Рабочая программа обновляется ежегодно.

1 См. примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).