МКУ "Лужский ИМЦ" — Проектирование дополнительной образовательной программы
Главная / Без рубрики / Проектирование дополнительной образовательной программы

Проектирование дополнительной образовательной программы

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Практические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования

/Из опыта работы педагогического коллектива МОУ ДОД «ЦДЮТ»/

Дополнительная образовательная программа – это документ, описывающий построение педагогического процесса. Чем грамотнее составлена программа, тем успешнее деятельность педагога в осуществлении поставленной цели. Предложенный нами материал поможет разработчику дополнительной образовательной программы лучше понять тонкости ее написания, потому что это очень сложное дело, требующее определенной самоотдачи.

Любая программа начинается с титульного листа, на котором отражается ее информационно-правовая база. Указывается название программы, возраст обучающихся и срок реализации программы; ФИО и должность автора /авторов/, где и когда принята программа и кем утверждена; место разработки и год ее создания /см. Приложение 1/.

Название программы – это ее лицо, визитная карточка. Оно должно быть коротким /не более 7 слов/, привлекательным и емким, отражающим содержание всей программы.

Удачными примерами являются следующие названия: «Радуга», «Карусель», «Акварелька», «Экологический серпантин», «Фантазия», «Гармония», «Будущий мастер». Если педагог не может определиться в названии программы он вправе сделать акцент на направление деятельности своего коллектива /Программа драматического коллектива, Программа вокального коллектива, Программа авиамодельного коллектива и т.д./.

  1. Пояснительная записка

    1. Направленность дополнительной образовательной программы

Указывается направленность ДОП: спортивно-техническая, научно-техническая, художественно-эстетическая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая и т.д..

Из дополнительной образовательной программы «Затейник» /ПДО Орлова А.А./

Дополнительная образовательная программа «Затейник» соответствует требованиям Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Устава МОУ ДОД «ЦДЮТ», действующей лицензии учреждения. Она имеет культурологическую направленность и рассчитана на обучение детей 11-15 лет основным навыкам организаторского дела.

Программа развивает коммуникативные функции в общении между младшими школьниками, старшими и взрослыми людьми, способствует общекультурному развитию детей, формирует воображение и творческую активность, готовит к профессиональной деятельности.

    1. Актуальность

Педагог объясняет свою точку зрения, убеждает, доказывает, что его направление деятельности – одно из самых перспективных.

Из дополнительной образовательной программы «Фантазия» /ПДО Смирнова М.А./

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.

Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств, при этом одним из важных является изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку аппликацию.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства – залог того, что со временем, они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественного произведения, но и всю сложность его изобразительно-выразительных средств. Благодаря практическому рисованию развиваются качества, необходимые человеку, как личности и как зрителю. Кроме того, тот, кто понимает язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает и другие виды искусства.

Основой данной программы является изобразительная деятельность. Она имеет чрезвычайно важное значение для развития культуры, воспитания чувств, становления художественного вкуса, формирования первоначальных эстетических критериев ребенка. Дети приобретают умение понимать и передавать в рисунке внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и, как следствие этого — совершенствуют свои способности сочувствовать другим людям. На этой основе появляется и способность выделять и оценивать нравственные стороны отношения человека к жизни, понимать и ценить доброжелательное отношение к себе и другим людям. Кроме того, для многих профессий умение рисовать не просто полезно, но и обязательно.

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель должна содержать объект, средства и результат.

Из дополнительной образовательной программы «Волшебная игла» /ПДО Каширина О.В./

Цель программы:

Создание условий для развития способностей ребенка к творческому самовыражению через овладение навыками моделирования и пошива одежды, изготовления мягкой игрушки и изделий из лоскута.

Объект: ребенок

Средства: через овладение навыками моделирования и пошива одежды, изготовления мягкой игрушки и изделий из лоскута

Результат: развитие способностей ребенка к творческому самовыражению

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Если программа рассчитана на несколько лет, задачи разрабатываются по годам обучения.

Из дополнительной образовательной программы «Волшебная игла» /ПДО Каширина О.В./

Задачи. Первый год обучения.

Обучающие:

  1. Обучить технике безопасности при выполнении швейных работ;

  2. Сформировать основные знания в области выполнения ручных и машинных швейных работ;

  3. Обучить основам цветоведения и материаловедения;

  4. Обучить необходимым приемам выполнения мягкой игрушки и аппликации;

  5. Познакомить с элементами конструирования и моделирования одежды;

  6. Сформировать представление о профессиях закройщика, швеи, модельера, дизайнера.

Развивающие:

  1. Развить внимание, память обучающихся;

  2. Развить творческое мышление и познавательную активность;

  3. Развить художественный вкус и фантазию;

  4. Расширить кругозор учащихся (через знакомство с историей ДПТ, одежды).

Воспитательные:

  1. Воспитать внутреннюю культуру ребенка;

  2. Воспитать настойчивость в выполнении работ и умении преодолевать неудачи;

Формировать бережное отношение к материалам, инструментам и оборудованию.

1.4 Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Из дополнительной образовательной программы «Новое поколение»

/информационные технологии, ПДО Голубева И.Л., Марквард Н.К. /

Данная программа направлена, на формирование творческой и любознательной личности, способной рационально использовать свой интеллектуальный и личностный ресурс в быстро развивающемся мире, базирующемся на информационно-коммуникационных технологиях. При этом учащимся предоставляется возможность научиться самостоятельно распределять время, выделяемое на выполнение того или иного задания, выбирать темы для своих творческих проектов. На мой взгляд, такой подход к обучению способствует формированию активной интеллектуальной личности, способной самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за выполнение поставленных задач в любой сфере человеческой деятельности.

Данная программа не вступает в противоречие с образованием, получаемым учащимися в школе и соответствует уровню общеобразовательного развития школьников. Программа направлена на расширение кругозора воспитанников коллектива, дает возможность более глубоко изучить информатику и получить основные знания, умения и навыки в области информационно-коммуникационных технологий.

Из дополнительной образовательной программы «Красота своими руками»

/ПДО Теплова И.В./

Данная программа предусматривает сотрудничество с родителями учащихся на протяжении всего курса обучения. Приглашение родителей на занятия, выставки детских работ, участие в праздниках коллектива, «семейных мастерских» — все это способствует созданию благоприятной творческой атмосферы обучения, взаимосопереживанию детей и взрослых.

Содержание данной программы обеспечивает изучение сразу нескольких видов ДПИ (художественное изготовление искусственных цветов, бисероплетение, вышивка, лоскутное шитье, вязание, художественная обработка кожи), что является большим плюсом для комплексного формирования художественно-эстетического вкуса учащихся, их приобщения к многообразию видов ДПИ.

1.5. Возраст воспитанников

Указываются минимальный и максимальный возраст обучающихся:

Программа рассчитана на учащихся 12 — 14 лет;

Программа рассчитана на учащихся 9 — 11 лет

Программа рассчитана на учащихся 13 — 15 лет

и т.д.

1.6. Сроки реализации

Содержание программы реализуется за 2 года, что в общем объеме составляет 360 часов. 144 часа приходится на 1 год обучения и 216 на второй.

1.7. Формы и режимы занятий.

Формы занятий: беседа, лекция, рассказ, опрос, демонстрация, конкурс, выставка, экскурсия, встреча, дискуссия, различные игры, праздники, соревнование, викторина и т.д.

Режимы занятий:

Занятия проводятся для обучающихся 1 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом. Для учащихся 2 года обучения по 3 часа.

Количество обучающихся в группе соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

1.8. Ожидаемые результаты

Необходимо указать, что ребенок будет знать и уметь после прохождения каждого года обучения по дополнительной образовательной программе, причем не только по предмету, но и в плане развития и воспитания.

Из дополнительной образовательной программы «Веселые нотки»

/ПДО Виноградова Н.А./

К концу обучения по данной программе, учащиеся должны знать:

Первый год обучения:

  • Основы вокально-хоровых интонационных навыков;
  • Вокально-певческую постановку корпуса;
  • Правила развития и сохранения голоса;
  • Правила поведения в ансамбле.

Второй год обучения:

  • Основные вокально-хоровые навыки /звукообразование и звуковедение/;
  • Правила пения при исполнении упражнений и произведений;
  • Основы речевого пения /по системе Сэта Риггза/;
  • Понятия мелодии, лада, ритма, темпа.

К концу обучения по данной программе, учащиеся должны уметь:

Первый год обучения:

  • Петь легким звуком;
  • Правильно брать и распространять звук;
  • Точно повторять заданный звук;
  • Четко исполнять ритмический рисунок;
  • Правильно формировать и произносить гласные звуки;
  • Передавать характер исполняемой песни.

Второй год обучения:

  • Петь достаточно чистым по качеству звуком – легко, непринужденно, стараться тянуть звук;
  • Правильно формировать гласные и четко произносить согласные не утрируя их произношение;
  • Петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • Петь чисто без утечки воздуха;
  • Петь чисто и слаженно в унисон и двухголосие;
  • Представить элементы самостоятельной работы над песней;
  • Определять музыкальные течения;
  • Брать на себя ответственность за общий результат;
  • Открыто и дружелюбно относиться к детям и взрослым;

Выразительно и без «внутреннего зажима» выступать перед зрителями.

1.9. Формы подведения итогов

Из дополнительной образовательной программы «Волшебная игла» /ПДО Каширина О.В./

Формы входного контроля для учащихся 1 года обучения:

  • Собеседование с ребенком при записи в коллектив;

  • Конкурс сундучков

Основной формой подведения итогов являются разного уровня выставки детского творчества учащихся 1 и 2-го года обучения:

  1. Выставки-просмотры творческих работ внутри коллектива, в конце 1 полугодия.

  2. Итоговая выставка творческих работ в конце учебного года.

Подведение итогов реализации программы проводится в конце каждого полугодия в форме итоговых занятий, закрепляющих и проверяющих результаты усвоения больших блоков программных тем. Подобные занятия включают в себя такие творческие игры, тесты, решение карточек-заданий, разгадывание кроссвордов. Выявленные по итогам таких занятий результаты прохождения учащимися программы заносятся в диагностические карты.

В конце каждого учебного года проводится заключительное занятие, являющееся итоговым для каждого из годов обучения.

В конце 1-го года обучения заключительное занятие проводится в форме творческой игры, в конце 2-го года обучения в форме защиты творческих проектов.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Составляется на каждый год обучения. Содержит перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятия.

Из дополнительной образовательной программы «Волшебная игла» /ПДО Каширина О.В./

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Изучаемые разделы и темы занятий

Часы

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство с детьми

2

0,5

1,5

Инструменты, оборудование и правила техники безопасности при работе с ними

4

1

3

Материаловедение. Основные виды тканей и их свойства

2

0,5

1,5

Ручные работы

    1. Ручные стёжки

    2. Фурнитура

6

4

2

1,5

1

0,5

4,5

3

1,5

Машинные работы

    1. Швейная машинка

    2. Соединительные швы

    3. Краевые швы

12

4

4

4

3

1

1

1

9

3

3

3

Раскрой изделий

2

0,5

1,5

Измерение фигуры

2

0,5

1,5

Поясные изделия: юбка

    1. Конструирование

    2. Моделирование

    3. Раскрой

    4. Примерка

    5. Пошив

22

2

2

2

4

12

4,5

0,5

0,5

0,5

1

2

17,5

1,5

1,5

1,5

3

10

Мягкая игрушка

    1. Инструменты и материалы

    2. Обработка деталей и узлов

    3. Сборка игрушки

24

2

8

14

4,5

1,5

2

1

19,5

0,5

6

13

Работа с журналами мод

2

0,5

1,5

Плечевые изделия: блуза без воротника

    1. Раскрой

    2. Примерка

    3. Пошив

22

4

4

14

5

2

1

2

17

2

3

12

Аппликация на ткани

    1. Клееная аппликация

    2. Ручная аппликация

    3. Машинная аппликация

12

4

4

4

3

1

1

1

9

3

3

3

Праздники. Экскурсии. Выставки.

    1. Традиционные праздники ЦДЮТ

    2. Традиционные праздники коллектива

    3. Ознакомительная экскурсия в Ателье мод

    4. Обзорные экскурсии на выставки творческих работ мастеров ДПИ

    5. Отчетная мини-выставка за 1 полугодие

    6. Итоговая годовая выставка детского творчества

20

6

6

2

2

2

2

20

6

6

2

2

2

2

Общественно-полезный труд

2

2

Воспитание внутренней культуры ребенка, познание им окружающего мира

6

4

2

Занятия подведения итогов изучения разделов

    1. Итоговое занятие «Ручные и машинные швы»

    2. Итоговое занятие «Характеристика деталей края в изделиях»

4

2

2

4

2

2

Всего:

144

29

115

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание дополнительной образовательной программы можно представить следующей схемой:

  • Номер раздела. Название раздела.

  • Номер темы. Название темы.

  • Теория /основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания/.

  • Практика /примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии/.

Из дополнительной образовательной программы «Фантазия» /ПДО Смирнова М.А./

разделов и тем

Содержание

Кол-во занятий

Раздел 1.

Искусство в жизни людей.

1

1 Тема:

Теория:

 

 

 

Практика:

Вводное занятие.

Беседа «Искусство в жизни людей. Виды и жанры изобразительного искусства». Знакомство с учащимися. Ознакомление их с программой. Материалы Ии инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности. Дежурства.

Игры на знакомство.

 

Раздел 2.

Рисунок.

11

1 Тема:

Теория:

 

Практика:

Виды линий.

Беседа. Графика, как искусство рисунка. Просмотр фондовых работ, работ художников.

Различные виды штриховки. Заполнение силуэта /«Рыбка», «Бабочка», «Цветок» и др./ элементами графики.

2 Тема:

Теория:

 

 

Практика:

Объем.

Беседа. Создание объема с помощью света и тени. Наблюдение световых эффектов в произведениях мастеров живописи, графики /портрет, пейзаж, натюрморт/.

Выполнение упражнений. Изображение предметов быта с передачей света и тени. Передача света и тени в пейзаже, портрете.

Изображение пейзажа.

 

Из дополнительной образовательной программы «Волшебная игла» /ПДО Каширина О.В./

Раздел 15.

Воспитание внутренней культуры ребенка, познание им окружающего мира.

3

1 Беседа:

«Измени себя сам»

2 Беседа:

«Забота о красоте и здоровье»

3 Беседа:

«Основы этикета»

Практика:

Игра на формирование и проверку основ этикета «Барби едет на бал».

 

Раздел 16.

Занятия подведения итогов изучения разделов.

2

1 Тема:

 

Практика:

«Ручные и машинные швы». Проверка знаний. Творческая игра «Кто хочет стать портнихой».

Коллективное панно «Весёлый человечек».

2 Тема:

 

Теория:

Практика:

«Характеристика деталей кроя поясных и плечевых изделий». Проверка знаний.

Разгадывание кроссворда «Детали кроя».

Конкурс мастерства «Одень куклу».

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Из дополнительной образовательной программы «Красота своими руками»

/ПДО Теплова И.В./

Раздел, тема

Форма занятия

Методы и приемы проведения занятия

Инструменты и материалы, дидактический материал, ТСО

Форма подведения итогов

Вводное занятие. Знакомство с программой.

Игра, анкетирование

Словесный, наглядный, практический

Инструкции по ТБ, фондовые работы, анкеты

 

Обсуждение, анкетирование

Инструменты и оборудование.

2.1

Ознакомление с инструментами и оборудованием

Рассказ

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный

Инструменты, материалы, оборудование, инструкции по ТБ

Опрос, просмотр выполненных работ

2.2

Изготовление шкатулки для рукоделия

Беседа, самостоятельная работа, выставка — презентация

Словесно-наглядный, практический, частично поисковый

Фондовые работы, ткань, кожа, клей иголки, нитки и др.

 

Просмотр работ, обсуждение

Художественное изготовление цветов

3.1

Подготовка ткани к работе

Комбинированное

Словесно- наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный

Готовые изделия, ткань, желатин, губка

Опрос, обсуждение

3.2

Изготовление цветов без инструмента

Комбинированное

Словесно- наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный

Ткань, трафареты, ножницы, салфетки, проволока, копировальная бумага, клей

 

Обсуждение, просмотр работ

3.3

Изготовление цветка с использование инструмента

Комбинированное

/конкурс/

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Ткань, трафареты, ножницы, бульки, эл. плитка, твердая и мягкая резинка, проволока, копировальная бумага, клей

Обсуждение, просмотр работ

3.4

Презентация изготовленных цветов

Комбинированное

/игра, конкурс/

Частично поисковый, исследовательский

Изготовленные ранее цветы, рамка, картон, клей

Обсуждение, просмотр работ

 

Праздники, экскурсии, выставки

10.1

Традиционные праздники ЦДЮТ, внутриколлективные праздники

Комбинированное /беседа, игры, конкурсы/

Словесный, практический, частично поисковый

Атрибуты для проведения определенного праздника, оформление кабинета

Обсуждение

10.2

Экскурсии

Практическое /беседа, просмотр/

Объяснительно-иллюстративный,

Фотоаппарат

Обсуждение

10.3

Выставки

Практическое /беседа, просмотр/

Частично поисковый

Лучшие работы учащихся по всем видам деятельности

Обсуждение

Итоговое занятие

11.1

Итоговое занятие

Комбини-рованное /беседа, игра, анкети-рование/

Словесный, поисковый

Материал для выполнения сценарных заданий, грамоты, дипломы, литература

Обсужде-ние

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

/перечень, используемый педагогом и рекомендуемый для чтения детям/

Из дополнительной образовательной программы «Красота своими руками»

/ПДО Теплова И.В./

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Ананьева А., Лазарева Т., Нерода М. Вышивание – гладь, ришелье, аппликация. ЭТЕРНА, 2006 г.

  2. Власова Н.А. Вязание. ЛенИздат, СПб, 1993 г.

  3. Чернова А.П., Чернова Е.В. Вышивка лентами. «Город мастеров», 2005 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Гринченко А. Вышивка бисером. ЭКСМО, Москва, 2006 г.

  2. Пошицкая Р., Левина О. Вышивка бисером. Проф-пресс, Ростов-на-Дону, 2001 г.

  3. Семенова Л.Н. Вязаные цветы. Феникс, Ростов-на-Дону, 2006 г.

  4. Чудновская А. Вышитые аксессуары гладью и бисером. ЭКСМО, Москва, 2006 г.