МКУ "Лужский ИМЦ" — Проектная работа в школе
Главная / Без рубрики / Проектная работа в школе

Проектная работа в школе

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких технологий и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

• общенаучную;

• информационную;

• познавательную;

• коммуникативную;

• ценностно-смысловую;

• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.

Что же такое ученический проект? Проект — это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Классификации проектов

1.По доминирующей деятельности учащихся

    1. практико-ориентированный;( нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика)

1.2 исследовательский; (по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.)

    1. Информационный; (направлен на сбор информации о каком – то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представлении для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса или школы.)

1.4 Творческий;(предполагает максимально свободный и нетрадиционный поход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и др.)

1.5 Рролевой (Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем , проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключён договор?)

2.По предметно-содержательной области

2.1 Монопроект ( проводится , как правило в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности)

2.2 Межпредметный проект (выполняется исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний)

3.По характеру контактов между участниками

3.1 Внутриклассный;

3.2 Внутришкольный;

3.3 региональный;

3.4 межрегиональный проект (в рамках одного государства);

3.5 международный.

4. По продолжительности

4.1 Мини-проект;

4.2 Краткосрочный;

4.3 Недельный;

4.4 Годичный.

Этапы работы над проектом

Подготовка к проведению проектной работы предполагает наличие нескольких этапов.

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

На этом этапе учащиеся проводят обзор литературы, собирают и систематизируют информацию. Более четко формулируется тема работы. Объясняется личный интерес учащихся в выборе этой конкретной темы.

2. Постановка задач на исследование.

На этом этапе формулируется цель работы и выдвигается гипотеза. Для достижения поставленной цели и подтверждения или опровержения гипотез ученик должен провести определенные исследования.

3. Определение методов исследования.

Выбранная тема потребует правильного выбора методов исследования. Метод – это способ достижения поставленной цели (теоретический, эмпирический, математический и др.). На этом этапе учащиеся изучают возможные методы исследования и выбирают наиболее приемлемые для данной работы методы. Опыт применения различных методов отрабатывается по мере обучения в школе на различных практических и лабораторных работах.

4. Проведение научного исследования.

На этом этапе ученик составляет календарный план проведения исследования, где более подробно ставятся цели каждого эксперимента, указываются необходимые материалы, оборудование и т.д. Непосредственно проводится исследование. Оформляются результаты в виде аналитических справок, диаграмм, таблиц, графиков и т.д.

5. Анализ результатов и выводы.

Полученные результаты исследования сравниваются с выдвинутой гипотезой. В случае, если выдвинутая гипотеза не получила подтверждение, выдвигаются версии или причины, приведшие к такому результату. На этом этапе могут возникнуть новые темы для исследовательской работы.

6.Оформление результатов.

Пояснительная записка к проектной работе учащихся среднего и старшего звена выполняется в строгом соответствии с государственным стандартом. Кроме этого, ученики готовят презентацию результатов своей работы в электронном виде.

7. Защита результатов проектной деятельности.

Защита результатов проектной деятельности проходит на заседании школьного научного общества, на котором присутствуют не только учителя и школьники, но и приглашенные преподаватели вузов, родители.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно- трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

1. Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействоать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

5. Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Оценка результатов и процесса

1) на сколько удачно была выбрана тема проекта?

2) соответствовали ли методы работы и обработки результатов целям и задачам этого проекта?

3) рационально ли мы использовали имеющиеся средства?

4) в чем состояла новизна основной идеи, возможно, методов проектной деятельности?

5) какие виды работ были наиболее интересны?

6) все ли участники были достаточно активны? Все ли смогли проявить свои способности?

7) эффективной ли была координация деятельности групп?

8) был ли должный психологический комфорт в группах, каков был характер общения между участника ми проекта, хотели бы вы поменять остав своей группы?

9) достаточно ли было времени на разработку проекта

10) какие знания и умения учащиеся приобрели в процессе работы над проектом, какие свои способности развивали?

11) на сколько хороша выбранная нами форма представления результата? достаточно ли содержателен и эстетичен проект?

12) на сколько был хорош доклад о нашем проекте на его публичной презентации?

13) удовлетворены ли вы своей работой в группе?

14) что из нашего опыта проектной деятельности нам следует сохранить и использовать в будущем?

15) от каких факторов, средств нам следовало бы отказаться?

Использовались следующие источники:

1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.

4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html

5. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html