МКУ "Лужский ИМЦ" — Прокурорский надзор
Главная / Без рубрики / Прокурорский надзор

Прокурорский надзор

Евгения Викторовна Котова,

доцент кафедры управления и экономики

Академии постдипломного педагогического образования.

Кандидат экономических наук.

 Арбитражный заседатель Арбитражного суда СПБ и ЛО


Основания проведения проверок

Как отмечалось в первой статье этого цикла, проверки, проводящиеся прокуратурой, не подпадают под действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Прокуратура РФ в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Далее — Закон) — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению за защитой своих прав в суд.

Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой в соответствии со статьей 21 Закона и на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Порядок и сроки проведения проверок

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры РФ». Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.

Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетво­рении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Что вправе делать прокурор

На основании статьи 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

■  по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций и учреждений всех форм собственности, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

■  требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

■  вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Также прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Что вправе делать проверяющие

Лица, проводящие прокурорскую проверку, в обязательном порядке должны предъявить удостоверение установленного образца. Форма и содержание такого удостоверения утверждаются действующим законодательством.

В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 21.06.2002 № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» служебное удостоверение является официальным документом, подтверждающим личность работника, его должность, наличие классного чина, а также иные права и полномочия, предоставленные работнику действующим законодательством. Бланки удостоверений защищены от подделок путем специальной технологии изготовления.

В указанном нормативном акте прямо предусмотрено: удостоверение без надлежащего оформления, с помарками и подчистками считается недействительным.

 

■  фамилия, имя, отчество;

■  занимаемая должность; ,,

■  срок действия служебного удостоверения;

■  допуск.

На левой внутренней стороне служебного удо­стоверения наклеивается цветная фотография размером 3,5×4,5. Работники, имеющие классные чины, фотографируются в повседневной форменной одежде без головного убора.

Фотография работника, а также подпись лица, выдавшего служебное удостоверение, скрепляются специальной печатью.

Постановление о проведении проверки

Проверки прокуратурой проходят на основании постановления (приказа, распоряжения) и удостоверения личности проверяющего. Сроки и предмет проверок должны быть указаны в постановлении (приказе, распоряжении).

Сроки по проверкам могут быть разные — в зависимости от предмета проверок и основания их проведения (контрольные или надзорные мероприятия, уголовно-следственные и т. д.).

Руководители организаций обязаны по требованию прокурора предоставить для проверки все используемые помещения, здания, иное имущество, а также необходимые документы.

Акт

По окончании проверки проверяющий составляет акт. В акте должны быть указаны:

■  наименование органа или учреждения прокуратуры, которые проводят проверку;

■  классный чин работника прокуратуры;

■  фамилия, имя, отчество работника прокуратуры;

■  занимаемая должность работника прокуратуры;

■  наименование организации;

■  адрес;

■  руководитель организации;

■  предмет проверки;

■  сроки проверки;

■  результаты проверки;

■  подписи проверяющего и представителя от проверяемой организации;

■  дата вручения акта.

На основании акта прокурором может быть возбуждено административное или уголовное производство.

В служебное удостоверение заносятся следующие данные:

■  номер служебного удостоверения;

■  наименование органа или учреждения прокуратуры, в котором работник состоит на службе;

■  классный чин работника;

Предмет надзора

Предметом надзора прокурора являются: ■ соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории РФ;

■  соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами;

■  соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Когда проверки Роспотребнадзора должны быть согласованы с прокуратурой

В Письме Роспотребнадзора от 11.05.2010 01/7132-10-32 «Разъяснение по вопросу рас­ширения круга проверок, для проведения которых обязательно согласование с органами прокура­туры» сказано, что с 9 мая 2010 года подлежат согласованию с органами прокуратуры Россий­ской Федерации проверки, осуществляемые Роспотребнадзором при одновременном наличии следующих условий:

■  проверка является выездной;

■  проверка является внеплановой;

■  проверка проводится по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 части 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения).

При отсутствии любого из указанных выше условий проверка согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации не подлежит.

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации (см. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 №93).

Оформление результатов проверок

В случае обнаружения несоблюдения норм законодательства прокурор или его заместитель вправе в порядке ст. 24 Закона вынести представление об устранении нарушений закона. Такое представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Требования прокурора в соответствии со ст. 6 Закона, вытекающие из его полномочий, подле­жат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении про­изводства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Правовые нормы привлечения к ответственности

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок на основании ст. 6 Закона.

Более того, КоАП РФ в ст. 17.7 предусматривает ответственность за невыполнение законных требований прокурора. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

■  на граждан — в размере от 1000 до 1500 рублей;

■  на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что привлечение к ответственности и уплата штрафа не освобождают от исполнения требований прокурора.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

Таким образом, прокурорский работник, в отличие от большинства других проверяющих, располагает широкими и универсальными полномочиями, что, как правило, и обусловливает серьезность каждой проверки, проводимой представителями прокуратуры.

В случае несогласия с постановлениями или решениями прокуратуры можно подать жалобу в вышестоящую организацию в сроки, указанные в постановлении или решении о привлечении к ответственности.

Обжалование ненормативных актов прокуратуры

Частью 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

На основании п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Следует учитывать, что КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении.

Как указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 30.05.2006 № Ф08-2278/2006-934А, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является документом, фиксирующим результаты проверки организации, и не является актом индивидуального характера, устанавливающим, изменяющим или отменяющим права и обязанности конкретного лица. Суд пришел к выводу, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не относится к числу ненормативных актов государственных органов, которые могут быть обжалованы в порядке ст. 29, 198 АПК РФ.

Нормативно-правовые документы

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200.
  7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21.06.2002 № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».
  8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».
  9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».
  10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2.10.2009 № 319 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  11. Письмо Роспотребнадзора от 11.05.2010№ 01/7132-10-32 «Разъяснение по вопросу расширения круга проверок, для проведения которых обязательно согласование с органами прокуратуры».
  12. Приказ от 24.03.2010 № 103 Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Март-апрель: несколько громких проверок прокуратуры

 

В марте 2011 года прокуратура начала проверку в школе № 8 Белореченска Краснодарского края. Причиной стало то, что 19 марта в больнице умерла от туберкулеза 31-летняя учительница физкультуры этой школы Анна Фурменкова.

Она отработала в школе всего полгода (с сентября 2010 года) и перед устройством на работу проходила медицинское обследование, сообщили специалисты департамента образования и науки Краснодарского края. Обследование всех учеников и персонала школы, к счастью, не выявило ни у кого признаков туберкулеза.

Служебное расследование и проверка прокуратуры продолжается.

В апреле прокуратура Северодвинска проверила ГОУ АО «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат» и выявила целый ряд нарушений:

■   использование денег, выделяемых государством на личные нужды воспитанников;

■   ненадлежащее обеспечение питанием (размеры порций ниже установленных норм);

■   нарушения требований санитарного законодательства (например, посуда моется и прополаскивается не под проточной водой, а в тазах);

■   в качестве дисциплинарного воздействия на воспитанников, вопреки законодательству, в локальных актах была указана возможность отчисления воспитанников.

В апреле 2011 года родители детей, посещающих МДОУ № 184 г. Иванова, обратились в прокуратуру с коллективным обращением о несоблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства.

Прокуратура провела проверку и выявила много­численные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Среди них:

■  в спальне одной из групп площадь на 1 ребенка составляет 1,5 кв. м (норма — не менее 2,0 кв. м);

■  смена постельного белья производится 1 раз в 2 недели (норма — не реже 1 раза в неделю);

■  не соблюдается режим мытья кухонной посуды;

■  общая энергетическая ценность обеда составляет 357,6 ккал (19,8%) (норма — 35%);

■  отсутствуют технологические карты на каждое блюдо;

■  входной контроль поступающих продуктов проводится формально.

Прокуратурой Советского района г. Иваново 27.04.2011 внесено представление в адрес директора МДОУ ДС комбинированного вида № 184 об устранении нарушений законодательства.

Управлением Роспотребнадзора по Ивановской обла­сти заведующей МДОУ № 184 назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей, юридическому лицу вынесено предупреждение. Адми­нистративный материал направлен для рассмотрения в суд.

Установлено, что выявленные нарушения стали возможны по причине халатного отношения к выполнению возложенных обязанностей со стороны сотрудников

МДОУ № 184 и ненадлежащего контроля за их работой со стороны заведующей учреждением.

В апреле в 23 школах города Торжка и Торжокского района прокуратурой Тверской области были выявлены нарушения ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

При изучении локальных актов школ в некоторых из них были выявлены случаи применения дисциплинарных мер воздействия, не предусмотренных действующим законодательством: замечание, выговор, строгий выговор, возложение обязанности принести публичное извинение, возложение обязанности возместить вред.

По протестам Торжокского межрайонного прокурора не соответствующие закону нормы отменены.

В школе Свердловской области произошел инцидент, получивший широкую огласку: учитель русского языка ударила по голове ученика 5-го класса, который вышел во время урока из класса без разрешения учителя.

Несмотря на то, что директору школы стало известно об этом инциденте, она не обеспечила незамедлительное направление информации о произошедшем в органы внутренних дел и прокуратуры, тем самым допустив грубое нарушение ФЗ «Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В связи с этим прокуратурой Кировского района Екатеринбурга в отношении директора МБОУ СОШ № 82 возбуждено административное дело по статье 19.7 КоАП РФ («Непредоставление информации»).

Кроме того, по результатам проверки прокуратурой района внесено представление директору школы, по итогам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечено 3 лица. Подписан также приказ об увольнении учителя, допустившего грубое, антипедагогическое обращение с ребенком.

После того как в одной из школ Каменского района взорвался титан для нагрева воды, прокуратурой Свердловской области были организованы массовые проверки.

В результате было установлено, что в МОУ «Соколовская начальная школа — детский сад» и в МОУ «Черемховская основная общеобразовательная школа» с нарушениями установленных правил эксплуатировались электроустановки котельной и горячего водоснабжения.

В отношении юридического лица — МОУ «Соколовская начальная школа — детский сад» прокурор Каменского района возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации электроустановок). Постановлением суда деятельность учреждения приостановлена на 15 суток.

По фактам нарушений, выявленных в МОУ «Черемховская основная общеобразовательная школа», прокурор возбудил административное дело по ст. 9.11 КоАП РФ в отношении директора. Постановление прокурора находится на рассмотрении.

Вопрос: В январе 2011 года преподаватель лицея брала 10 дней в счет очередного отпуска, с 1 июля 2011 года она берет очередной отпуск (по закону 56 календарных дней). Как надо было правильно ей оплатить январь и как правильно произвести расчет отпускных (в каком количестве дней)?

Отвечает Елена Викторовна Новикова, специалист по трудовому праву

Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 334 ТК РФ). Его продолжительность устанавливается в зависимости от должности, занимаемой педагогом в учреждении образования, и регулируется Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 (в ред. 16.07.2009).

По общему правилу течение индивидуального рабочего года работника начинается со дня заключения с ним трудового договора. В отношении педагогов, труд которых, нормы загрузки и особенный режим подчинены периоду учебного года, это правило действует на общих основаниях.

Пример 1. Педагог поступил на работу в образовательное учреждение 01.07.2010. Тогда его индивидуальный рабочий год будет определяться с 01.07.2010 по 30.06.2011.

Пример 2. Педагог поступил на работу в образовательное учреждение 15.04.2011. Тогда его индивидуальный рабочий год определяется с 15.04.2011 по 14.04.2012. Таким образом, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска данному педагогу осуществляется в летний период авансом.

Должны быть соблюдены формальности кадрового делопроизводства: заявление работника, приказ о предостав­лении ежегодного оплачиваемого отпуска на 10 календарных дней, запись в личной карточке об использовании 10 календарных дней отпуска на основании приказа, начисление и выплата отпускного пособия за эти 10 дней.

 

 

 

VIII. Отпуск

Вид отпуска (ежегодный, учебный, без сохранения за­работной платы и др.)

Период работы

Количество календарных дней отпуска

Дата

Основание

с

по

начала

окончания

1 2 3 4 5 6 7
Ежегодный оплачиваемый 01.07.2010 30.06.2011 10 10.01.2011 19.01.2011 Приказ № 2 от 31.12.2010

 

Начисление отпускного пособия должно было быть произведено по правилам Положения об особенностях порядка исчисления среднего заработка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (вред. 11.11.2009). То есть, исходя из фактически начисленных сумм за расчетный период — 12 месяцев, предшествующих периоду отпуска в январе (или фактическому времени работы у данного работодателя).

Пример 1. Сумма заработка за расчетный период составила 180 000 руб. Расчетный период (с 10.01.2010 по 09.01.2011) отработан полностью (см. пункт 5 Положения). Тогда отпускное пособие за отпуск в январе составляет: (180 000 : 12): 29,4 х 10 = 5102,04 руб.

Пример 2. Сумма заработка за расчетный период составила 90 000 рублей. Расчетный период (с 01.07.2010 по 09.01.2011, если работник 1 июля 2010 г. только поступил на работу) отработан полностью. Тогда отпускное пособие за отпуск в январе составляет: (90000: (29,4 X 6 + (29,4 : 31) X 9)) X 10 = 90000 : (176,4 + 8,54) X 10=486,64 X 10 = 4866,44 руб.