Проведение мини-тренинга для родителей первоклассников «Давайте познакомимся»
Проведение мини-тренинга для родителей первоклассников «Давайте познакомимся»
Автор: Л.С. Обласова,
канд. пед. наук, зам. директора
по научно-методической работе БОУ ДОД
«Центр развития творчества детей и юношества
Амурский», г. Омск
На первом родительском собрании педагогу важно не только самому познакомиться с родителями учащихся, но и познакомить их между собой. Это создаст положительный эмоциональный климат в коллективе взрослых, настроит их на совместную работу в решении неизбежно возникающих организационных вопросов.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП) должно быть создание в школе комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей (законных представителей).
Кроме того, в ФГОС сказано, что в целях обеспечения реализации ООП в образовательном учреждении (далее — ОУ) для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся и их родителей (законных представителей) в разработке ООП, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Тренинг в социальной психологии рассматривается как специально организованное взаимодействие в группе людей, преследующее определенную цель (развитие коммуникативных навыков, знаний, умений, опыта, личностный рост и т. д.). Тренинговые технологии являются популярным и востребованным средством социальной, просветительской и развивающей работы с различными категориями граждан, средством обучения персонала. Использование педагогами элементов коммуникативных тренингов в работе с детьми и родителями, проведение совместно с педагогом-психологом мини-тренингов в рамках одной встречи также является возможным и правомерным.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности. Первого сентября педагог проводит первое занятие, первый классный час со своими воспитанниками, и с этого дня обучающиеся, педагог и родители — один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании школьников.
Традиционные организационные и тематические родительские собрания не утратили своей актуальности, но уровень образования современных родителей, их социальный запрос к ОУ требуют поиска новых форм и видов сотрудничества, которыми могут стать семинары-практикумы, деловые игры, родительские конференции и круглые столы, семейные конкурсы и праздники, социальные и учебные проекты, тренинги.
Первое родительское собрание лучше всего начать со знакомства, и не только педагога с родителями своих обучающихся, но и со знакомства родителей между собой, ведь им в будущем придется много взаимодействовать друг с другом, решать массу организационных вопросов.
Педагогами нашего ОУ был разработан коммуникативный мини-тренинг, который может стать оптимальной организационной формой для знакомства родителей в начале учебного года 1-го класса.
В приложении представлено описание коммуникативного мини-тренинга «Давайте познакомимся». Он с небольшими изменениями может быть использован для работы с разной по возрасту и статусу аудиторией (школьники, студенты, педагоги) в различных ситуациях, когда требуется познакомить группу людей и создать условия, благоприятные для дальнейшего общения. Время проведения тренинга составляет 50-60 мин.
Приложение
Описание коммуникативного мини-тренинга «Давайте познакомимся!»
Цели тренинга:
- создание организационно-педагогических условий для сотрудничества родителей и педагога;
- формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива родителей первоклассников.
Условия проведения: учебное помещение с легкой передвижной мебелью, где можно поставить в круг стулья по количеству участников (может быть кабинет для групповой работы педагога-психолога).
Ведущий тренинга — учитель начальных классов или педагог-психолог.
Участники: родители первоклассников, классный руководитель. Поскольку многие упражнения тренинга выполняются в паре либо требуют четного количества участников, при необходимости классный руководитель становится участником тренинговой группы.
Оборудование: фломастеры, бейджи (пустые) или булавки, чистые карточки для оформления визиток, колокольчик для ведущего.
Ход мини-тренинга
1. Организационный момент
Ведущий предлагает участникам тренинга сесть на стулья, расположенные по кругу. Он представляется, сообщает название и цель мероприятия, рассказывает о причинах, которые привели к организации данного тренинга.
Ведущий сообщает, что в начале каждого тренинга принято обсуждать и принимать правила групповой работы, но в связи с ограниченностью времени встречи предлагает принять несколько наиболее общих правил без обсуждения и следовать им в течение встречи.
Правила групповой работы:
- конфиденциальность — вся информация, услышанная на тренинге, за пределами аудитории не передается другим лицам;
- активность — стараться как можно больше контактировать друг с другом за отведенное время;
- «сотовые телефоны» — не пользоваться сотовыми телефонами во время тренинга, переключить их на беззвучный режим;
- уважение к говорящему — недопустимость непосредственных оценок и комментариев в адрес ведущего и участников тренинга без их просьбы.
2. Изготовление визиток
Ведущий предлагает за 5 мин оформить визитку и сообщает, что на тренингах принято обращение по имени, без использования отчества. Поскольку родители первоклассников в стенах школы играют общую социальную роль родителей, такое предложение обычно охотно принимается. В дальнейшем на всем протяжении тренинга все обращаются друг к другу по именам.
3. Знакомство
Ведущий предлагает каждому по кругу назвать свое имя, добавив к нему то, чем участник занимается в жизни. Например, Елена — менеджер, Светлана — домохозяйка, Виктор — юрист.
4. Основная часть мини-тренинга
Упражнение «Комплимент»
Ведущий: Как вы думаете, какое слово самое приятное для любого человека? Участники: Его имя.
Ведущий: Когда нас называют по имени, обращаются к нам, общаются с нами, говорят нам хорошие, добрые слова — этим подтверждается наше существование, что жизненно необходимо каждому человеку. Психологи утверждают, что для благополучного развития ребенка ему необходимо не менее шести подтверждений в день. Я попрошу вас по очереди, по кругу сказать соседу, сидящему от вас по правую руку, какой-нибудь комплимент, доброе слово, просто поприветствовать, обязательно обратившись по имени.
(Участники выполняют задание.)
Упражнение «Представь соседа»
Ведущий предлагает рассчитаться на «первый-второй» (либо: «роза-пион», «груша-яблоко») и первым номерам в пол-оборота повернуться ко вторым номерам. Парам дается задание в течение 2 мин как можно больше узнать друг о друге. Потом участники каждой пары поочередно рассказывают о своем собеседнике все, что смогли узнать, представляя его аудитории.
Упражнение «Смена мест по признаку»
Ведущий: Поскольку люди, сидящие рядом, уже друг с другом познакомились, для расширения наших контактов выполним следующее задание. Я буду называть какой-либо признак, и если он вам подходит, необходимо встать и поменяться местами с любым человеком из аудитории, который тоже встал.
Ведущий называет несколько признаков (4-5 достаточно), после объявления каждого признака часть присутствующих меняется местами. Например, поменяйтесь местами те:
- у кого есть дача;
- кто воспитывает двух и более детей;
- у кого есть дочь;
- кто отмечает день рождения зимой;
- кто любит читать детективы.
Игровое упражнение «Карусель»
Ведущий уточняет, все ли помнят свой номер, при необходимости заново рассчитываются на «первым-второй». Далее участники образуют два круга так, чтобы образовались пары друг напротив друга. Внутренний круг — первые номера — спиной друг к другу, лицом наружу; внешний — вторые номера — спиной наружу, лицом к первым номерам.
Ведущий поясняет, что как в детской карусели внутренний круг остается неподвижным (участники стоят на месте), а внешний круг подвижный. Ведущий будет предлагать задание, после выполнения которого в парах по сигналу (например, звонок колокольчика) внешний круг по часовой стрелке будет смещаться на одного человека, так будут образовываться новые пары, которые будут выполнять следующее задание, и так все участники обретут возможность поговорить с каждым.
Примерные задания (вопросы):
- Назовите ваш любимый фильм (любимого актера, любимое время года, любимый фрукт, домашнее животное, любимый праздник).
- Назовите ваш девиз или принцип.
- Что вы говорите, когда (расстроены, что-то не получается, не все удается)?
- Назовите ваше хобби, любимое занятие вашего ребенка.
- По какой причине вы выбрали эту школу для своего ребенка?
- Есть ли в вашей семье традиции, если да, то какие?
Количество заданий (вопросов) должно быть достаточным, чтобы первые образовавшиеся пары после круга снова встретились, и тогда можно предложить вместо последнего вопроса пожать друг другу руку, как при новой встрече.
По окончании упражнения участникам предлагается снова сесть в общий круг.
5. Рефлексия
Участникам предлагается по кругу поочередно ответить на следующие вопросы:
- Понравилось ли вам участвовать в мини-тренинге?
- С какими ожиданиями и чувствами вы пришли на встречу, с какими уходите?
6. Завершение встречи
Заканчивая тренинг, ведущий благодарит участников за работу, высказывает свои пожелания.