МКУ "Лужский ИМЦ" — Проверки органами пожарного надзора
Главная / Без рубрики / Проверки органами пожарного надзора

Проверки органами пожарного надзора

ЕВГЕНИЯ

ВИКТОРОВНА

КОТОВА,

Доцент кафедры управления и экономики

Академии пост диплом наго педагогического образования.

Кандидат экономических наук.

Арбитражный заседатель Арбитражного суда СПб и ЛОО

В последние годы участились случаи пожаров на различных объектах. Финансовый урон от них значительный, но самое страшное — в огне гибнут люди. В связи с этим ужесточается порядок соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, и, как следствие, становятся более частыми и тщательными проверки органов пожарного надзора.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон № 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора (далее — ГПН), находящихся в ведении МЧС России.

Основными нормативными актами, в соответствии с которыми действуют органы пожарного надзора, являются Закон № 69-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 «О Федеральной противопожарной службе» и Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 820 «О государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление № 820).

Согласно ст. 6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности в соответствии с нормами данного Закона имеют право:

■ проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

■ входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и(или) безопасности людей;

■ давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

■ производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

■ вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

■ налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов пожарного надзора.

Руководитель образовательного учреждения должен знать, что подпунктами 9-13 Постановления № 820 предусмотрено разделение прав (полномочий) между сотрудниками, осуществляющими государственный пожарный надзор, в зависимости от их звания и должности. Поэтому рекомендуем ознакомиться с перечнем прав, которые имеет тот или иной проверяющий в соответствии с его рангом. Это позволит определить правомерность тех или иных действий указанного сотрудника в период проверки и при оформлении ее результатов.

Основания, сроки и порядок проведения проверок

Упоминавшийся в предыдущих статьях данной рубрики Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) также регулирует отношения в области организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Сроки проведения проверки

В соответствии со ст. 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных), определенных ст. ст. 11 и 12 данного Закона, не может превышать 20 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

В отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут прово­диться два и более раз в три года. В частности, в образовательных учреждениях, на основании Постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, плановые проверки органами пожарного надзора могут проводиться не чаще чем один раз в год.

Уведомление о проведении проверки

В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ орган государственного пожарного надзора должен уведомить юридическое лицо о проведении плановой проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.

Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки орган государственного пожарного надзора уведомляет организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

■ угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

■ причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

■ нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан).

Порядок проведения проверки

Порядок проведения мероприятий по надзору приведен в п. 51 Приказа МЧС 517 от 01.10.2007 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности».

Документарные и выездные проверки

Плановые проверки органов ГПН могут быть документарными и выездными. В пункте 42 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 № 517 указано, что выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке невозможно:

■ удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоря­жении органа ГПН документах;

■ оценить соответствие деятельности проверяемых лиц обязательным требованиям пожарной безопасности без проведения следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

♦ обследования объектов защиты (визуального осмотра);

♦ проведения экспертиз и расследований, направленных на установление связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Перед началом выездной проверки государственный инспектор по пожарному надзору должен предъявить служебное удостоверения. Руководитель или его уполномоченный представитель должен обязательно ознакомиться также со следующими документами:

■ распоряжением о проведении проверки;

■ полномочиями проводящих выездную проверку государственных инспекторов по пожарному надзору;

■ целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;

■ видами и объемом мероприятий по контролю;

■ составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

■ сроками и с условиями ее проведения.

В рамках мероприятий по надзору за соблюде­нием требований пожарной безопасности могут быть проведены:

■ визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

■ анализ документов;

■ отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

■ установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

■ иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

Визуальный осмотр объекта надзора проводится в присутствии руководителя или уполномоченного им должностного лица.

В ходе визуального осмотра фиксируются:

■ общая характеристика пожарной опасности объекта;

■ факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки.

Анализ документов.

Государственный инспектор по пожарному надзору вправе потребовать для ознакомления следующие документы:

■ правоустанавливающие документы организации;

■ документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, и т. д.);

■ техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т. д.;

■ технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;

■ договоры аренды помещений, объектов;

■ иную документацию, характеризующую пожарную безопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте про­верки делается соответствующая отметка.

При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица предо­ставить такую документацию, также делается отметка в акте проверки

Что не вправе делать инспектор

При проведении мероприятий по надзору государственный инспектор не вправе:

■ проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;

■ осуществлять плановые проверки при отсутствии должностных лиц проверяемых организаций либо их представителей;

■ требовать представления документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

■ распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору,

за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

■ превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

Объекты проверки

В соответствии с пунктом 35 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 № 517, при плановой проверки (документарной и выездной) проверяется соблюде­ние обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:

■ соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности. При расчете пожарного риска для объекта проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для расчета;

■ выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

■ правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

■ готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

■ наличие организационно-распорядительных документов по обучению мерам пожарной безопасности, а также знания персоналом обязательных требований пожарной безопасности в пределах компетенции.

Основная задача пожарного инспектора — проверить соблюдение организацией Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее — ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, и другими документами.

Общие правила, которые приведены в разд. I ППБ 01-03, касаются всех без исключения организаций, независимо от отраслевой принадлежности.

Первое, что потребует у проверяемой организации пожарный инспектор, — приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом учреждении.

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (Приложение 1 к Приказу МЧС России № 313):

■ порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;

■ мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;

■ порядок, нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

■ обязанности и действия работников при пожаре:

♦ правила вызова пожарной охраны;

♦ порядок аварийной остановки технологического оборудования;

♦ порядок отключения вентиляции и электрооборудования ;

♦ правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

■ порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

Противопожарный инструктаж персонала

В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после противопожарного инструктажа,

а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Планы эвакуации, системы оповещения и другие знаки

В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре, соответствующая Нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и травления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утверждениям Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников — учебные тревоги. При этом необходимо учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).

Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).

Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности.

Средства пожаротушения

Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание — обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении 3 к Приказу МЧС России № 313.

Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315. Руководителям организаций не следует забывать о своевременном обслуживании и проверке таких установок. Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).

Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда.

Специальные требования к учебным заведениям

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 4.07.1989 № 541 «О введении в действие правил пожарной безопасности» (с изм. от 27.07.2006 № ГКПИ06-595) утверждены правила, устанавливающие требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т. п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ (далее — детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.

Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т. п., при проведении сельскохозяйственных и других видов специальных работ и занятий в детских учреждениях, определяются соответствующими отраслевыми правилами пожарной безопасности.

Оформление результатов проверки

В результате проведенной проверки органы пожарного надзора должны, в соответствии с «Административным регламентом МЧС по… надзору за выполнением… требований пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС № 517 от 01.10.2007г.) выполнить следующие действия:

1. Составить и вручить проверяемому лицу Акт проверки по установленной форме (Приложение № 5 к «Административному регламенту…»).

2. В случае обнаружения признаков административного правонарушения возбудить дело об административном правонарушении и, после его рассмотрения, вынести постановление и решение по данному делу.

3. При необходимости выдать предписание об устранении>нарушений требований пожарной безопасности.

4. В установленных случаях внести представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам.

5. Ответить на обращение физического или юридического лица, явившееся поводом для проведения проверки.

6. В необходимых случаях направить информацию в органы внутренних дел, прокуратуры и другие надзорные органы для принятия мер в соответствии с законодательством РФ.

Правовые нормы привлечения к ответственности

Согласно ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

■ собственники имущества;

■ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

■ лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

■ должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители — директора, заведующие.

Указанные лица в случае нарушения требований пожарной безопасности, а также при наличии иных правонарушений в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основной и наиболее часто применяемый вид ответственности — административная ответственность.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложе­ние административного штрафа на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб., или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. Также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.

Нормативно-правовые документы

1. Кодекс об административных правонарушениях.

2. Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 года безопасности».

3. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

4. Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм’ пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»».

5. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385 «О Федеральной противопожарной службе».

6. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре».

7. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

8. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9. Приказ МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

10. Приказ МЧС России от 20.06.2003 № 323 «Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»» (НПБ 104-03).

11.Приказ МЧС России от 18.06.2003 № 315 «Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»» (НПБ 110-03).

12. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 4 июля 1989 года № 541 «О введении в действие правил пожарной безопасности» (с изм. от 27.07.2006 № ГКПИ06-595).

13. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

15.Приказ МЧС’№ 517 от 01.10.2007 г. «Об утверждении Административным регламентом Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности».

Что проверяют при проверке

Г. А. Горбунов, полковник внутренней службы, МЧС

При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

■ выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

■ содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;

■ состояние эвакуационных путей и выходов;

■ наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

■ наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

■ готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

■ создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

■ наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

■ наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности.

Действия руководителя

1-й этап. Подготовительный

1. Подготовьте к проверке:

■ правоустанавливающие документы;

■ договоры на обслуживание систем противопожарной защиты и т. д.;

■ техническую документацию на системы водо- и энергоснабжения, установку систем противопожарной защиты и т. д.;

■ документы о техническом состоянии первичных средств пожаротушения;

■ организационно-распорядительную документацию:

♦ приказ об обеспечении пожарной безопасности на объекте;

♦ приказ о назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

♦ приказ о назначении ответственных за эксплуатацию систем противопожарной защиты;

♦ приказ об организации и составе добровольной пожарной дружины;

♦ приказ об организации и составе пожарно-технической комиссии;

♦ правила и инструкции по пожарной безопасности (инструкция о мерах пожарной безопасности в организации или Правила пожарной безопасности; вводный инструктаж по пожарной безопасности, инструкции для ответственного за пожарную безопасность, по содержанию и применению первичных средств пожаротушения, о порядке действий работников организации в случае возникновения пожара и эвакуации), о разработке плана эвакуации и т. д.;

■ планы эвакуации;

■ план противопожарных мероприятий;

■ график и акты проверок противопожарного состояния здания и помещений;

■ журналы:

♦ учета огнетушителей; учета пожарных кранов и рукавов; учета пожарных гидрантов;

♦ учета проверок;

♦ регистрации инструктажей по пожарной безопасности;

♦ осмотра помещений перед их закрытием по окончании работы и др. журналы;

■ документы по эксплуатации систем противопожарной защиты, по огнезащитной обработке конструкций;

■ документы по обучению сотрудников правилам пожарной безопасности (в том числе приказ об организации обучения);

■ документы по проведению практических занятий или тренировок по эвакуации и действиям при пожаре:

♦ планы проведения занятий (по действиям работников при пожаре, приведению в действие первичных средств пожаротушения, оказанию первой помощи пострадавшим и т. д.);

♦ планы проведения тренировок по эвакуации;

♦ приказы по организации занятий и подведению итогов;

■ переписку (если есть) с надзорными органами и другими организациями с просьбой решить какие-либо вопросы пожарной безопасности, а также документы, подтверждающие выполнение предписаний;

■ другие необходимые документы в соответствии со спецификой вашей организации.

2. Наведите порядок на объекте. Проверьте:

■ соответствуют ли пути эвакуации, подъезды и подходы к средствам тушения пожара нормам пожарной безопасности;

■ вывешены ли на видных местах во всех производственных, административных и др. помещениях таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, планы эвакуации людей;

■ вывешены ли эвакуационные знаки, соответствуют ли они требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам и количеству;

■ соответствует ли оснащение помещений первичными средствами пожаротушения нормам пожарной безопасности;

■ работоспособность системы оповещения о пожаре и ознакомлены ли с этой системой сотрудники, а также работоспособность систем автоматического пожаротушения и т. п.;

■ нет ли решеток на окнах;

■ проведены ли занятия с персоналом по обучению их пользованию первичными средствами пожаротушения и оказанию первой помощи пострадавшим;

■ выполнены ли другие меры по обеспечению пожарной безопасности в соответствии со спецификой вашей организации.

3. По возможности организуйте предварительную встречу с инспектором, который будет проводить проверку, чтобы уточнить требования пожарной безопасности, предъявляемые именно к вашему объекту.

2-й этап. Процесс проверки

1. Не планируйте никаких важных дел на день проверки. Полностью посвятите этот день проверяющим.

2. Обеспечьте присутствие всех ответственных лиц на рабочих местах.

3. Соберите всю необходимую документацию в одном месте, чтобы не ходить за каждым документом.

4. По возможности проведите внутреннее занятие.

3-й этап. Оформление результатов проверки

Обсудите с инспектором все моменты, формулировки, которые будут отражены в предписании, а также сроки. Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней.

4-й этап. Действия руководителя после проверки

1. Соберите совещание для обсуждения результатов проверки.

2. Проконсультируйтесь с инспектором перед разработкой плана мероприятий по устранению недостатков.

3. Издайте по результатам проверки приказ.

В приказе должна быть дана оценка работы подчиненных: кому и за что выносится выговор или объявляется поощрение. Этим же приказом утверждается план мероприятий по устранению недостатков.

4. Проведите маркетинговые исследования и на основании этого составьте смету.

Руководителям государственных учреждений следует обратиться к вышестоящим структурам с просьбой о финансировании.

Эвакуация в школах и детских учреждениях

Предварительные действия

Администрация школ и детских учреждений заранее разрабатывает планы эвакуации детей на случай пожара, изучает его с обслуживающим пер­соналом и периодически отрабатывает действия согласно планам. В пожарных частях, в районах выезда которых расположены школы и детские учреждения, на них разрабатывают оперативные карточки. В оперативных карточках указывают планировку и конструктивные особенности зданий, места расположения и количество детей в дневное и ночное время, основные и резервные пути эвакуации и другие данные, необходимые для организации эвакуации и тушения пожаров.

До прибытия пожарного подразделения

В случае возникновения пожара у администрации должны быть следующие данные:

■ количество и возраст учащихся или детей,

■ схемы кратчайших и наиболее безопасных путей эвакуации;

■ сколько человек из обслуживающего персонала можно использовать для эвакуации.

В первую очередь откройте окна — чтобы удалить дым из помещений, коридоров и лестничных клеток. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, групповые и другие помещения, где находятся люди, необходимо плотно закрывать.

Эвакуацию учащихся и детей осуществляют по заранее разработанным планам эвакуации. При возникновении пожаров в школах учащихся эвакуируют по классам под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе, а в детских учреждениях — по группам под руководством воспитателей и нянь.

Когда прибыло пожарное подразделение

По прибытии на пожар первых пожарных подразделений сотрудники пожарной охраны немедленно оказывают помощь педагогам и воспитателям в эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Если в противоположной горящей части здания есть незадымленные помещения, детей выводят через них.

Из горящих и отрезанных дымом помещений учащихся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лестницам, спасательным рукавам и с помощью веревок. При спасании детей по пожарным лестницам детей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, пере­давать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей распределяют по группам или классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в ближайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указывают в оперативных карточках и планах эвакуации.

При эвакуации в школах и детских учреждениях персонал учреждения обязан тщательно проверить, не остались ли дети в классах, игровых и спальных комнатах и других помещениях. При этом следует проверять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под кроватями, за занавесками и мебелью.

Особенно сложная обстановка создается тогда, когда пожары возникают в школах и детских учреждениях в момент проведения новогодних праздников, торжественных собраний учащихся, вечеров художественной самодеятельности, спектаклей и других массовых мероприятий. В этих случаях пожарный расчет принимает срочные меры по эвакуации детей и введению стволов от автоцистерны и внутренних пожарных кранов для защиты путей эвакуации и проникновения в помещения, где остались дети.