МКУ "Лужский ИМЦ" — Рабочая программа по русскому языку для 1 класса на 201_/201_ учебный год
Главная / Без рубрики / Рабочая программа по русскому языку для 1 класса на 201_/201_ ...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса на 201_/201_ учебный год

Схема 1

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № __

Согласовано «Утверждаю» ____________

на метод. объединении директор ГОУ СОШ______ _

201_ г. __________________ 201_ г.

Председатель методического

объединения

_________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 1 КЛАССА НА 201_/201_ УЧЕБНЫЙ ГОД

(Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса.

Самара: Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Федоров», 2011. – 96 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы
учитель начальных классов

_______________________

Педстаж ___ лет,

высшая квалификационная категория.

201_ год

Пояснительная записка (вариант)

В основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса ГОУ СОШ № ___ положена авторская программа, разработанная Н.В. Нечаевой и обеспеченная учебником (Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 96 с.); методическими рекомендациями (Н.В. Нечаева. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации к курсу. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 96 с.).

Цель курса – освоение учащимися коммуникативной функции языка.

Ведущая задача – развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия.

Для решения поставленной задачи важны три условия: мотивация (потребность в речевом высказывании и восприятии), содержательность речи и ее правильность. Все три условия взаимосвязаны: желание в речевом общении возникает, если понятен и интересен предмет речи, если человек владеет системой языка, на котором осуществляется коммуникация. Мотивация и содержательность речи не могут возникнуть только в результате изучения учебного предмета «Русский язык». Они формируются лишь на общепредметном уровне, тогда как обеспечение правильности речи – в основном прерогатива русского языка. Правильность речи обеспечивается владением лексикой, грамматикой, орфоэпией, правописанием, графикой русского языка, навыками чтения на русском языке.

Язык изучается человеком не ради самого языка, не ради познания его звукового и грамматического строя, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением, т.е. в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи.

Следовательно, мы должны создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс русского языка характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме.

Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи – языковой системы, а методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).

Непрерывный курс русского языка построен в соответствии с единой целью и задачей, которые определены выше. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в слово, дети устанавливают зависимость его смысла от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее до конца начальной школы ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка в начальных классах. В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика.

Такое структурирование материала позволяет любое языковое явление рассматривать с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи. Оно обнаруживает объективно существующие связи внутри системы языка, а главное, между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации. Таким образом, создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности. Так, школьники учатся рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Такой подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик. Разносторонность анализа также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников и формируется прочность усвоения программного материала.

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей; анализа медицинских карт) (вариант).

В классе 25 учащихся, 15 девочек, 10 мальчиков. Все дети на момент поступления в школу достигли возраста 6,5 лет. У 7 учащихся неполные семьи – детей воспитывают мамы; 1 ребенок сирота, воспитывается опекуном, бабушкой.

Большинство детей не имеют хронических заболеваний. У 1 ребенка (А.Б.) заикание, наблюдается у логопеда; у 1 ребенка (В.Г.) – диагностированная гиперактивность, наблюдается у психоневролога; у 1 ребенка (Д.Г.) – нарушение осанки, наблюдается у ортопеда.

В целом класс успешно завершил период обучения грамоте. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса русского языка и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке произвольного внимания как наиболее проблемным для данного класса.

Самой важной частью в разработке раздела «Планирование учебной деятельности» является подробное описание учителем планируемых результатов обучения, на которых основана современная рабочая программа. «…Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса»1.

В «Примерной программе» содержится раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального образования», подробно описывающий базовые предметные знания и универсальные учебные действия (УУД) по каждому из предметов начальной школы. До этого традиционно в программах рассматривался только содержательный компонент (Что учащиеся должны знать?). Современные программы в соответствии с Концепцией развития современного образования ориентированы на деятельностный компонент (Что учащиеся могут выполнить самостоятельно?). Этот подход делает образовательную модель более конкретной и управляемой и позволяет большинству учащихся начальной школы освоить исполнительскую компетентность, лежащую в основе умения учиться.

Описание планируемых результатов внутри каждой темы следует начинать с более простых понятий и УУД, далее – по возрастанию их усложнения. Большинство элементов описываются на базовом уровне, доступном для освоения всеми учащимися – в зоне их актуального развития. Лишь немногие элементы могут соответствовать зоне ближайшего развития каждого школьника, они формируют материал повышенного уровня трудности. В «Примерной программе» элементы углубления выделены в тексте курсивом. При разработке учебной программы их также следует особо выделять (цветом, шрифтом или введением отдельной рубрики).

При оформлении планируемых результатов следует придерживаться способов, которые кажутся учителю наиболее удобными, оптимальными для него (например, описывать УУД с помощью глаголов в инфинитиве: «учащиеся научатся: называть, описывать, характеризовать, объяснять, показывать на рисунке, карте, схеме, графике, находить черты различия и сходства» – или как–то иначе). Однако важно соблюдать единые правила при оформлении всей программы.

Рабочая программа учителя является уникальным авторским документом, отражающим не только требования Стандарта, но также и особенности их реализации (содержание, методические подходы, сроки и порядок изучения и т.п.), намеченные с учетом конкретных условий, возможностей, особенностей учащихся, учителя, образовательного учреждения, социума. Поэтому рабочая программа одного педагога может и должна отличаться от аналогичного документа другого учителя, даже если они работают по одному комплекту в одном образовательном учреждении. Конечно, эти отличия будут не слишком велики по объему, но самое важное здесь – чтобы учитель видел и учитывал уже на стадии общей стратегии того или иного предметного курса индивидуальный, уникальный характер реализации курса именно в этом классе, с этими учащимися.

Кроме того, рабочая программа будет отражать и индивидуальность учителя: его опыт, методические находки, стиль мышления и т.п. Поэтому даже форма составления документа может быть разной – в каждом отдельном случае ориентированной на оптимальный для этого учителя алгоритм работы с нею.

Чтобы зафиксировать названные выше положения, мы предлагаем несколько разных по форме вариантов составления календарно-тематического планирования, имея в виду, что после их анализа у каждого учителя возникнет свой вариант, наиболее удобный именно для него. В приведенном нами варианте календарно-тематического планирования в разделе «Возможные виды деятельности учащихся» также даны варианты ее описания (см. табл. 1).

Таблица 1

Варианты оформления календарно-тематического планирования

Вариант 1

Календарные

сроки

Номера уроков

Тема (раздел)

Планируемые результаты

обучения

Возможные виды деятельности учащихся / Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся2

освоение предметных знаний

(базовые понятия)

универсальные учебные

действия

 

Вариант 2

Календарные

сроки

Номера уроков

Тема (раздел)

Планируемые результаты

обучения

Возможные виды деятельности учащихся / Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся3

освоение предметных знаний

(базовые понятия)

универсальные учебные

действия

 

Вариант 3

Календарные сроки

Номера уроков

Тема (раздел), кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды деятельности учащихся

освоение

предметных

знаний

универсальные

учебные

действия

Источники материалов

для составления рабочей программы

Сроки

Номера

уроков

Тема

(раздел)

Планируемые результаты

обучения

Возможные

виды

деятельности учащихся

предметные

знания

универсальные

учебные

действия

Планирует автор*4 / методист*/ учитель

Планирует автор* / методист* / учитель

Планирует учитель на основе авторской программы курса

Планирует

учитель

на основе

программы

развития УУД

(«Программа

формирования

УУД»)

Планирует учитель на основе раздела «Характеристика деятельности учащихся» («Примерные программы по учебным предметам»)

Сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и оснащении учебного процесса — заключительный раздел рабочей программы. Они представляют собой методическую копилку учителя, которую он постоянно пополняет новыми сведениями и перечнями всего того, что оптимизирует процесс обучения. Например:

– список литературы для учащихся, развивающей их познавательный интерес к пред­мету;

– список методической литературы для учителя;

– база заданий (КИМов);

– база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр);

перечень иллюстрационных таблиц, карт, макетов, муляжей, различных тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.

В табл. 2 приведен пример календарно-тематического планирования к учебнику «Русский язык. 1 класс» (авт. Н.В. Нечаева).

1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.

2 Данный раздел заполняется исходя из педагогической целесообразности: потенциала, интересов и желаний учащихся; особенностей темы (раздела); возможностей учителя и образовательного учреждения и т.п.

3

4 Здесь и далее знаком * помечены следующие источники: автор — автор программы и учебника по предмету; методист — автор методических рекомендаций к курсу и /или поурочного планирования.