МКУ "Лужский ИМЦ" — Реализация федерального компонента государственного образовательного стандартов начального общего образования
Главная / Без рубрики / Реализация федерального компонента государственного образовательного...

Реализация федерального компонента государственного образовательного стандартов начального общего образования

Базисный учебный план общеобразовательного учреждения

В классах общеобразовательных учреждений Ленинградской области, не реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в 2012/2013 учебном году образовательный процесс должен быть организован в соответствии с ранее принятым федеральным базисным учебным планом1 (далее — ФБУП) с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089».

Согласно нормативно-правовым документам:

федеральные базисные учебные планы общего образования приведены в соответствие с новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения;

увеличено количество часов, отводимых на национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения, в связи с чем выросла предельно допустимая учебная нагрузка;

введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и в целях оптимизации учебной нагрузки продолжительность учебного года в 1 классе — 33 учебные недели, во 2-4 классах – не менее 34 учебных недель, в классах основного общего и среднего (полного) общего образования — 35 учебных недель («по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах 34-37 учебных недель»2).

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, которая должна распределяться равномерно в течение недели.

В ФБУП установлено соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) компонентами и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент – не более 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП, региональный компонент – не менее 10%, компонент образовательного учреждения — не менее 10%.

Региональной спецификой БУП 3является:

изучение интегрированного предмета краеведческой направленности «Природа, история и культура Ленинградской земли» в состав которого входят следующие учебные курсы:на ступени начального общего образования (2-4 классы) – «Введение в изучение родного края»;на ступени основного общего образования – «Серебряный пояс России» и «Народное творчество Ленинградской области» (5 класс), «Природа родного края» (6 класса), «История и культура Ленинградской земли» (8 и 9 класс); на ступени среднего (полного) общего образования – «Экономика и законодательство Ленинградской области» (10-11 класс);

введение дополнительных часов на изучение в 7-8 классов учебного предмета «Русский язык»;

изучение учебного предмета «Естествознание» в 10-11 классе;

введение дополнительных часов физической культуры в 8 классе. В связи с СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендуется проводить предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм) исходя из возможностей общеобразовательных учреждений.

Часы компонента образовательного учреждения в базисном учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы:

- для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана;

- для введения новых учебных предметов, факультативных, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов, самостоятельной работы в лабораториях, библиотеках и музеях;

- для занятий проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.

В 9 классах часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся. Рекомендуется деление 9 классов на группы при организации предпрофильной подготовки.

При проведении занятий по «Иностранному языку» (2-9 классы), «Технологии» (5-9 классы), «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время практических занятий) осуществляется деление класса на две группы: в городских школах при наполняемости 25 человек, в сельских школах – 20 и более человек.

В рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с IV класса по выбору обучающихся или их родителей (законных представителей) «изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики» 4.

Изучение основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение определенных целей, в том числе развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу по данному курсу определены в вышеуказанных документах.

Примерный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений, реализующих ФБУП-2004

Примерный учебный план (недельный)

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Всего

III

IV

Русский язык

3

3

6

Литературное чтение

2

2

4

Иностранный язык

2

2

4

Математика

4

4

8

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

4

Основы религиозных культур и светской этики

-

1

1

Изобразительное искусство

1

1

2

Музыка

1

1

2

Физическая культура

3

3

6

Технология (Труд)*

2

2

4

20

21

41

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения**

( 5-дневная рабочая неделя)

3

2

5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

23

23

46

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения

( 6-дневная рабочая неделя)

6

5

11

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе нагрузка

26

26

52

* Учебный предмет Информатика и ИКТ изучается в IIIIV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета Технология (Труд).

Примерный учебный план (годовой) основного общего образования общеобразовательных учреждений, реализующих ФБУП-2004

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

105

105

105

105

70

490

Литература

70

70

70

70

105

385

Родной язык и литература *

(210)

(210)

(175)

(105)

(105)

(805)

Иностранный язык

105

105

105

105

105

525

Математика

175

175

175

175

175

875

Информатика и ИКТ

35

70

105

История

70

70

70

70

70

350

Обществознание (включая экономику и право)

35

35

35

35

140

География

35

70

70

70

245

Природоведение

70

70

Физика

70

70

70

210

Химия

70

70

140

Биология

35

70

70

70

245

Искусство (Музыка и ИЗО)

70

70

70

35

35

280

Технология

70

70

70

35

245

Основы безопасности жизнедеятельности

35

35

Физическая культура

105

105

105

105

105

525

Итого:

840

875

1015

1085

1050

4865

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

280

280

210

175

210

1155

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

1120

1155

1225

1260

1260

6020

Региональный национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

175

175

105

70

105

630

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

1015

1050

1120

1155

1155

5495

* При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения, для углубленного изучения предметов и предпрофильной подготовки.

** Учебный предмет «Природоведение» (5 класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (35 часов) и «Биология» (35 часов).

Примерный учебный план (недельный) основного общего образования общеобразовательных учреждений, реализующих ФБУП-2004

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

3

3

3

3

2

14

Литература

2

2

2

2

3

11

Родной язык и литература *

(6)

(6)

(5)

(3)

(3)

23

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

1

1

4

География

1

2

2

2

7

Природоведение **

2

2

Физика

2

2

2

6

Химия

2

2

4

Биология

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология ***

2

2

2

1

7

Основы безопасности
жизнедеятельности

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

24

25

29

31

30

139

Региональный (национально -региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6 — дневная неделя)

8

8

6

5

6

33

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

32

33

35

36

36

172

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

5

5

3

2

3

18

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

29

30

32

33

33

157

* При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения, для углубленного изучения предметов и предпрофильной подготовки

** Учебный предмет «Природоведение» (5 класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1час в неделю) и «Биология» (1час в неделю).

На ступени среднего (полного) общего образования в образовательном процессе реализуется идея двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Учебные предметы на базовом уровне – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. ФБУП предполагает функционально полный, но минимальный их набор. (см. текст в предыдущей редакции)

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Учебные предметы на профильном уровне – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. При профильном обучении обучающиеся выбирают не менее 2 учебных предметов на профильном уровне. Предметы, выбранные для изучения на профильном уровне, на базовом уровне не изучаются. Не рекомендуется уменьшать число часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Примерный учебный план для среднего (полного) общего образования общеобразовательных учреждений, реализующих ФБУП-2004

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

И

Н

В

А

Р

И

А

Н

Т

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения *

Русский язык

70 (1/1)

Литература

210 (3/3)

Иностранный язык

210 (3/3)

Математика

280 (4/4)

История

140 (2/2)

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Естествознание

210 (3/3)

Физическая культура

210 (3/3)

ОБЖ

70 (1/1)

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

В

А

Р

И

А

Т

И

В

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения <1>

Базовый уровень

Профильный уровень

Русский язык

-

210 (3/3)

Литература

-

350 (5/5)

Иностранный язык

-

420 (6/6)

Математика

-

420 (6/6)

История

-

280 (4/4)

Физическая культура

-

280 (4/4)

Обществознание **

70 (1/1)

210 (3/3)

Экономика

35 (0,5/0,5)

140 (2/2)

Право

35 (0,5/0,5)

140 (2/2)

География

70 (1/1)

210 (3/3)

Физика

140 (2/2)

350 (5/5)

Химия

70 (1/1)

210 (3/3)

Биология

70 (1/1)

210 (3/3)

Информатика и ИКТ

70 (1/1)

280 (3/3)

Искусство (МХК)

70 (1/1)

210 (3/3)

Технология

70 (1/1)

280 (4/4)

ОБЖ

-

140 (2/2)

ВСЕГО:

не более 2100 (не более 30/не более 30)

Региональный (национально-региональный) компонент

ВСЕГО:

140 (2/2)

Компонент образовательного учреждения

ВСЕГО:

не менее 280 (не менее 4/не менее 4)

ИТОГО:

2590 (37/37)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

2590 (37/37)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

2380 (34/34)

* В скобках расчетный (ненормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс/XI класс).

** В этом варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без разделов «Экономика» и «Право».

При формировании учебных планов учреждениям следует различать обязательные (входящие в учебный план школы) и дополнительные учебные занятия.

К обязательным относятся занятия по учебным предметам федерального и регионального компонентов БУП, а также элективные курсы, реализуемые в 8-11 классах по выбору обучающихся за счет часов школьного компонента5.

К дополнительным занятиям относятся:

- предметные факультативы, кружки;

- объединения по интересам (творческие, спортивные и др. направленностей);

- деятельность по реализации образовательных проектов.

1 Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

3 Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, утвержденный приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10 августа 2005 года № 560

4 Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089».

5 На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные учебные курсы в рамках предпрофильной подготовки (подробнее см.: Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 04 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».