рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
Данные рекомендации разработаны комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области с целью предотвращения нарушения подпункта 7 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в части разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (далее — рабочая программа).
1. Общие положения
В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.
1.1. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)
Цель рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
-
программы по учебным предметам;
-
программы элективных курсов;
-
программы факультативных курсов;
-
дополнительных образовательных курсов.
1.4. Рабочая программа разрабатывается в целях:
обеспечения конституционного права граждан РФ на получении качественного общего образования;
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
1.5. Рабочие программы составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
- авторских программ.
-
Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
-
Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).
1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и ФГОС.
1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом РФ «Об образовании».
2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы
2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:
-
требований федеральных государственных образовательных стандартов;
-
обязательного минимума содержания учебных программ;
-
требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
- познавательных интересов учащихся;
выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:
1 .Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3.Содержание рабочей программы.
4. Требования к уровню подготовки выпускников;
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
-
полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
-
гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));
-
название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
-
Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
-
класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
-
предмет, курс, дисциплина (модуль);
-
год составления рабочей программы
2.4. В пояснительной записке указываются:
- сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;
- цели и задачи данной программы ‘;
- нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
-
информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;
-
определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным
графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
- формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).
- название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения2;
1 Задачи формулируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения.
3. Содержание рабочей программы
3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.
3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:
раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);
определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;
определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:
-
наименование темы (раздела);
-
содержание учебного материала (дидактические единицы);
- требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного
учреждения;
перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
5.1. Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов,
2 Учебники, рабочие тетради, пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания. практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).
6. Календарно-тематический план
-
Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.
-
Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.
6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.
6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.
В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:
темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);
количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);
даты прохождения темы, раздела;
виды, формы контроля.
6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения
Примерный календарно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата прохождения | Виды, формы контроля | |
Всего |
Контрольные, практические работы и т.д. |
|||
Раздел 1.
___________ ___________ |
8 |
2 1 |
Контрольная работа |
|
Резервное время | 2 | |||
Итого по разделу | 44 | |||
Раздел 2.
___________ ___________ ___________ |
10 12 16 |
1 |
тест |
|
Итого по разделу | ||||
Всего | 102 | 10 |
Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.
7. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
7.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения.
-
Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления образовательного учреждения (срок 1 — 30 июня), которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению».
-
По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления образовательного учреждения рабочая программа утверждается приказом образовательного учреждения (срок 1-30 августа).
-
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.
-
Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения, утвердив их приказом образовательного учреждения.
7.6. После утверждения приказом образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
7.7. Рабочие программы должны быть сброшюрованы (прошиты).
8. Контроль за реализацией рабочих программ
Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.