МКУ "Лужский ИМЦ" — Родительские университеты
Главная / Без рубрики / Родительские университеты

Родительские университеты

Темы должны быть конкретные, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок…?» Они определяются и доводятся до родителей заранее. В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы «Физическое воспитание школьников», «Нравственное воспитание в семье», «Трудовое воспитание в семье» не вызывают живого интереса у родителей сегодня. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:

— Умеете ли вы любить своего ребенка?

— Знаете ли вы (понимаете ли) вы своего ребенка?

— Один день из жизни ребенка в семье.

— О пользе и вреде музыки.

— Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?

— В семье растет сын (дочь) и т.д.

Примерная тематика общешкольного родительского лектория:

— Школа и семья: как помочь друг другу?

— Негативные явления: как их предотвратить?

— Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.

— Как помочь детям развить свои способности?

— О детской дружбе и т.д.

Презентации семейного опыта — форма, способствующая использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эта форма дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Педагог вместе со специалистами и школьным библиотекарем определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

— Семейное счастье — в чем оно?

— Наши семейные традиции.

— Наше свободное время.

— Секреты семейного воспитания.

— Трудно ли воспитывать детей?

Школа для родителей, малые академии родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей «одаренных детей» и т.д.) позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.

Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи.

Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные:

— Индивидуально-возрастные особенности детей … возраста.

— Отцы и дети: преодоление «вечного» конфликта.

— Наркотики: как от них уберечься.

Педагогические практикумы, семинары — направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, т.к. этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа, как самого педагога, так и родителей.

Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:

— Как помочь детям в подготовке домашних заданий?

— Поощрение и наказание в семье.

— Конфликт в семье: как его преодолеть?

— Как помочь одаренному ребенку?

— Как правильно общаться?

Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям «попрактиковаться в воспитании», проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.

Творческие встречи педагогов и родителей — позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.

Возможные темы встреч:

—Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.

—Наша школа, какой мы ее хотим видеть.

—Вместе дружная семья.

—Друзья мои, прекрасен наш союз!

—Что мы можем вместе?

«Круглый стол», педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Дискуссионные клубы, собрания-диспуты — нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.

В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом.

Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе) принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей.

Примерные вопросы для обсуждения:

— Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса.

— Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе.

— Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.

— Хорошие родители. Кто они?

— Как научить ребенка любить и быть любимым?

— Роль отца в воспитании.

— Свободное время детей. Как его занять?

— Культура общения в семье и социуме и др.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный; характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу.

Возможные варианты тематических консультаций:

— Одаренный ребенок. Как ему помочь?

— Почему ребенок не учится?

— Как развить внимание (память, воображение) у ребенка?

— Единственный ребенок. Пути преодоления трудностей в семье.

— Бабушка испортила мне сына (дочь). Так ли это?

— Типы семейного воспитания.

— Грубость и непонимание в семье.

Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей — помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:

— в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

— в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы.

Важным моментом является включение игровых приемов и ролевых игр в структуру родительского собрания. Игра принесет пользу, если она будет интересна взрослым, создаст атмосферу взаимопонимания, предварительной договоренности о «праве» на ошибку и «обязанности» слышать и видеть окружающих.

Игра может проводиться как в начале собрания, так и в конце его. Важно помнить, что она является не самоцелью, а средством повышения коммуникативной культуры и взаимопонимания участников.

Примеры игр можно найти в различной психологической и педагогической литературе. Предлагаем некоторые из них.

1. «Снежный ком» (игра-знакомство).

Проводится на первом родительском собрании. Первый участник называет свое имя, второй — имя первого и свое. Задание можно усложнить: называть не только имя, но и то, что участник любит, или имя и черту характера на первую букву имени.

2. «Узнайте».

Подростками в день собрания выполняются на листочках записки (рисунок).

Подпись не ставится. Родителю необходимо узнать записку (рисунок, поделку) своего ребенка:

а) по почерку;

б) по стилю;

в) по содержанию.