Родительское собрание
МАТЕРИАЛЫ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ
«В СЕМЬЕ РЕБЕНОК — ПЕРВОКЛАССНИК»
Дата проведения: конец I четверти.
Форма проведения: собеседование с применением групповой формы работы.
Участники: родители учащихся 1-го класса, классный руководитель, воспитатель группы продленного дня, школьный психолог.
Цель: способствовать успешной адаптации первоклассников.
Задачи:
-
Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей в первый год обучения в школе.
-
Определить причины возникновения трудностей в воспитании и обучении детей в период начала обучения в школе.
-
Предложить практические советы по адаптации ребенка в школе.
-
Наметить пути решения проблем адаптации.
Оформление классного кабинета:
На школьной доске — тема собрания. Лист ватмана с изображением «школьного» дерева. Листочки красного, желтого и зеленого цвета лежат на столах.
Подготовительная работа:
-
Анкетирование родителей и обработка результатов.
-
Тестирование детей и обработка результатов.
-
Подготовка памяток для родителей.
Аннотация:
Адаптация, или приспособление к школе, — ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребенка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми — все подчиняется школьным проблемам, правилам, требованиям.
Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.
Ход собрания:
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада новой встрече с вами, Займите по желанию места за столами.
Родители по желанию выбирают место за тремя круглыми столами, в результате чего образуются три группы для организации групповой работы в ходе собрания.
Учитель: Учение в школе — это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково «вживаются» в новые условия жизни — школьное обучение.
1. Продолжи фразу.
Учитель: Уважаемые родители! Работая в группе, продолжите на листочке начало следующего предложения:
« Первоклассник - это…»
Родители зачитывают свои определения, собирается общее мнение родительского коллектива по этому вопросу.
Учитель: Школьный психолог расскажет о том, кто же такой первоклассник с точки зрения психологии.
2. Выступление психолога (учителя) по теме «Возрастные особенности первоклассников».
К 6-7 годам отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость.
В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7-летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, ( дети быстро устают при выполнении мелких движений — письмо).
В целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-м уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий.
С поступлением в школу формируется новый для ребенка вид деятельности -учебная деятельность. Мышление становится доминирующей психической функцией и начинает постепенно определять работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.
Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку себя ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди.
III. Трудности начального этапа обучения в школе.
Учитель: С какими трудностями столкнулись вы и ваши дети в начале школьной жизни? Обсудите этот вопрос в группах и сделайте записи на листах ватмана. Каждой группе дается лист ватмана и фломастер.
Трудности родителей |
Трудности детей |
Листы ватмана вывешиваются на доску. Проводится сравнение, общее подчеркивается. Общие проблемы озвучиваются.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители первоклассников:
-
обеспечение соблюдения режима дня первоклассников;
-
неумение помочь ребенку в учебной деятельности;
-
недостаток информации о проблемах адаптации и путях решения.
Родителям и учителям сразу заметны трудности детей:
-
потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение заданий;
-
сложность в понимании задания и алгоритме его выполнения;
-
неумение сосредоточить внимание при выполнении задания;
-
неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;
-
трудности в общении с одноклассниками, учителями;
-
сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);
-
самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
-
ребенок быстро утомляется в процессе выполнения задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.);
ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения. Эти трудности можно разделить на 3 группы:
-
формирование адекватного поведения;
-
контакт с учащимися и с учителем;
-
овладение навыками учебной деятельности.
IV. Причины, по которым возникают эти проблемы.
V. Как помочь ребенку стать успешным.
V.Методики определения комфортности затруднений ребенка в школе.
VI.Рефлексия.
Литература
-
Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. — М.; 2000.
-
Данилова Е.Е. Книга для родителей младших школьников. — М.: 1999.
-
Кулагина И.Ю. Колюцкий Б.Н. Возрастная психология. Учебник для педагогических вузов. — М., 2001.
-
Цукерман ГА. Школьные трудности благополучных детей. — М.: Знание, 1994.
-
Шабалина З.П. Первый год — самый трудный. — М.: Просвещение, 1990.
-
Данилова Е.Е. Первоклассник // Школьный психолог. — 2002. — №6.
-
Лусканова Н. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. — 2001, №9. — С. 8-9.
-
Родители — первые учителя детей. Советы педагога // Начальная школа. — 2005. — №16. — С. 41.
-
Шелагина СВ. Справочные материалы для родителей первоклассников // Практика административной работы в школе. — 2005. — №4. Практика административной работы в школе. — 2005. — №4.
-
Данилова Е.Е. Первоклассники: Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года (http://nsc.lseptember.rU/2002/29/4.htm).
-
Оценка школьной мотивации учащихся, (http://www.websib.ru/noos/psihology/motivation.htm).
-
Раздел по психологии, (http://www.websib.ru/noos/psihology/adaptation.htm). Адаптация первоклассников в школе.