МКУ "Лужский ИМЦ" — Родительское собрание
Главная / Без рубрики / Родительское собрание

Родительское собрание

МАТЕРИАЛЫ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

«В СЕМЬЕ РЕБЕНОКПЕРВОКЛАССНИК»

Дата проведения: конец I четверти.

Форма проведения: собеседование с применением групповой формы работы.

Участники: родители учащихся 1-го класса, классный руководитель, воспитатель группы продленного дня, школьный психолог.

Цель: способствовать успешной адаптации первоклассников.

Задачи:

  1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей в первый год обучения в школе.

  2. Определить причины возникновения трудностей в воспитании и обучении детей в период начала обучения в школе.

  3. Предложить практические советы по адаптации ребенка в школе.

  4. Наметить пути решения проблем адаптации.

Оформление классного кабинета:

На школьной доске — тема собрания. Лист ватмана с изображением «школьного» дерева. Листочки красного, жел­того и зеленого цвета лежат на столах.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей и обработка результатов.

  2. Тестирование детей и обработка результатов.

  3. Подготовка памяток для родителей.

Аннотация:

Адаптация, или приспособление к школе, — ответственный период в жизни пер­воклассника. Изменяется практически вся жизнь ребенка: его интересы, желания, об­щение со сверстниками и взрослыми — все подчиняется школьным проблемам, прави­лам, требованиям.

Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консуль­тации профессиональных психологов.

Ход собрания:

Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада новой встрече с вами, Займите по желанию места за столами.

Родители по желанию выбирают место за тремя круглыми столами, в результате чего образуются три группы для организации групповой работы в ходе собрания.

Учитель: Учение в школе — это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя ком­фортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково «вживаются» в новые условия жизни — школьное обучение.

1. Продолжи фразу.

Учитель: Уважаемые родители! Работая в группе, продолжите на листочке начало следующего предложения:

« Первоклассник - это»

Родители зачитывают свои определения, собирается общее мнение родитель­ского коллектива по этому вопросу.

Учитель: Школьный психолог расскажет о том, кто же такой первоклассник с точ­ки зрения психологии.

2. Выступление психолога (учителя) по теме «Возрастные особенно­сти первоклассников».

К 6-7 годам отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость.

В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7-летнем возрасте созрева­ние крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, ( дети быстро устают при выполнении мелких движений — письмо).

В целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-м уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмо­циональной насыщенности уроков, мероприятий.

С поступлением в школу формируется новый для ребенка вид деятельности -учебная деятельность. Мышление становится доминирующей психической функцией и начинает постепенно определять работу всех других психических функций (па­мяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ре­бенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку себя ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди.

III. Трудности начального этапа обучения в школе.

Учитель: С какими трудностями столкнулись вы и ваши дети в начале школь­ной жизни? Обсудите этот вопрос в группах и сделайте записи на листах ватмана. Каждой группе дается лист ватмана и фломастер.

Трудности родителей

Трудности детей

Листы ватмана вывешиваются на доску. Проводится сравнение, общее под­черкивается. Общие проблемы озвучиваются.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители первоклассников:

  • обеспечение соблюдения режима дня первоклассников;

  • неумение помочь ребенку в учебной деятельности;

  • недостаток информации о проблемах адаптации и путях решения.

Родителям и учителям сразу заметны трудности детей:

  • потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполне­ние заданий;

  • сложность в понимании задания и алгоритме его выполнения;

  • неумение сосредоточить внимание при выполнении задания;

  • неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;

  • трудности в общении с одноклассниками, учителями;

  • сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);

  • самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;

  • ребенок быстро утомляется в процессе выполнения задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.);

ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения. Эти трудности можно разделить на 3 группы:

  • формирование адекватного поведения;

  • контакт с учащимися и с учителем;

  • овладение навыками учебной деятельности.

IV. Причины, по которым возникают эти проблемы.

V. Как помочь ребенку стать успешным.

V.Методики определения комфортности затруднений ребенка в школе.

VI.Рефлексия.

Литература

  1. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. — М.; 2000.

  2. Данилова Е.Е. Книга для родителей младших школьников. — М.: 1999.

  3. Кулагина И.Ю. Колюцкий Б.Н. Возрастная психология. Учебник для педагогических вузов. — М., 2001.

  4. Цукерман ГА. Школьные трудности благополучных детей. — М.: Знание, 1994.

  5. Шабалина З.П. Первый год — самый трудный. — М.: Просвещение, 1990.

  6. Данилова Е.Е. Первоклассник // Школьный психолог. — 2002. — №6.

  7. Лусканова Н. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. — 2001, №9. — С. 8-9.

  8. Родители — первые учителя детей. Советы педагога // Начальная школа. — 2005. — №16. — С. 41.

  9. Шелагина СВ. Справочные материалы для родителей первоклассников // Практика административной рабо­ты в школе. — 2005. — №4. Практика административной рабо­ты в школе. — 2005. — №4.

  1. Данилова Е.Е. Первоклассники: Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года (http://nsc.lseptember.rU/2002/29/4.htm).

  2. Оценка школьной мотивации учащихся, (http://www.websib.ru/noos/psihology/motivation.htm).

  3. Раздел по психологии, (http://www.websib.ru/noos/psihology/adaptation.htm). Адаптация первоклассников в школе.