Школьный музей как средство духовно-нравственного воспитания школьников
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО
ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачёв)
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ценности личности формируются в семье, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника?
Для этого достаточно перевести все основные ценности
-
патриотизм,
-
социальная солидарность,
-
гражданственность,
-
семья,
-
труд и творчество,
-
наука,
-
традиционные российские религии,
-
искусство и литература,
-
природа,
-
человечество
в форму желаемых качеств личности.
Получится примерно следующее:/p>
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
-
Добрый, не причиняющий зла живому
-
Честный и справедливый
-
Любящий и заботливый
-
Трудолюбивый и настойчивый
-
Творящий и оберегающий красоту мира
-
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
-
Смелый и решительный
-
Свободолюбивый и ответственный
-
Самостоятельный и законопослушный
-
Чувствующий связь со своим народом, страной, культурой
-
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный
-
Толерантный
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, формировать своё отношение к нему.
Роль педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно быть интегрировано в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей.
Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – уже готовая площадка для реализации данного рода задач.
Для их решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию
-
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
-
жизненного опыта своих родителей, предков;
-
традиционных российских религий;>
-
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
-
периодической литературы, СМИ;
-
фольклора народов России;
-
общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-
учебных дисциплин;
-
других источников информации и научного знания
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«МУЗЕЙНЫЙ РОДНИК»
Музей сравнивают со школой.
Школой, в которой можно учиться всю жизнь…
Хочется вспомнить слова А.С.Пушкина:
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда зачем?
Организация музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своём «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Презентации:
1.Музей как средство духовно-нравственного воспитания
Знакомство с некоторыми экспонатами музея: грош, веретено, и т.д.
Музейные фольклорные праздники отражают колорит традиций нашего народа.
Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает, хранит историю Времени и Народа.
В нашем музее проходят такие праздники, как «Покров день», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ», «ИСТОРИЯ ЧАЕПИТИЯ НА РУСИ», «ПОСИДЕЛКИ»
ОНИ стали традиционными и вызывают большой интерес у присутствующих.
Презентация.
Музейные фольклорные праздники
Добрые отношения сложились у нашего музея с местными жителями из соседних деревень, ветеранами труда и войны, детским садом, школами города и района, местными краеведами, городским краеведческим музеем и т.д.
Презентация
Ребята с удовольствием посещают музей, участвуют во всех проводимых мероприятиях, исследовательской и проектной деятельности.
Учителя используют материалы музея на своих уроках и внеклассных мероприятиях
Презентация
Уроки литературного чтения
К.Д.Ушинский «ДЕРЕВНЯ И УЕЗДНЫЙ ГОРОД. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА»;
>В.ДАЛЬ «ВОЙНА ГРИБОВ С ЯГОДАМИ»
В.А.Жуковский «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
«У ИСТОКОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (ЗНАКОМСТВО СО СТАРИННОЙ КНИГОЙ)
УРОК ИНФОРМАТИКИ (КОДИРОВАНИЕ – ЗНАКОМСТВО С КРУЖЕВАМИ)
УРОК МАТЕМАТИКИ (ЗНАКОМСТВО С МЕРАМИ МАССЫ)
УРОКИ технологии, ИЗО (РОЖДЕНИЕ ОРНАМЕНТА)
Урок окружающего мира (ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ТРУДА)
Формы работы музея достаточно разнообразны:
Экскурсии
ВЫСТАВКИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ЛЕКЦИИ
БЕСЕДЫ
МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ
Проектная и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность И Т.Д.
Работа над проектом «Русская изба».
ПОСЕТИЛИ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ;
ОТПРАВИЛИСЬ В ЭКСПЕДИЦИЮ ПО ДЕРЕВНЯМ;
ОРГАНИЗОВАЛИ ЭКСКУРСИЮ В ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ;
ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПРЕДСТАВИЛИ В ВИДЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
И ПРИШЛИ К ЕДИНОМУ МНЕНИЮ, ЧТО……
«Главный-то дом человек
у себя в душе строит.
И тот дом в огне не горит,
в воде не тонет».
Деятельностные формы позволяют сделать работу музея интересной для учащихся и способствуют их духовно-нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой родине начинается любовь к Отечеству, России.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Как же можно оценить результат воспитательной работы?
Безусловно, оценивать результаты воспитания очень сложно.
Делать это надо очень осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира.
Результат в данном случае – это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
-на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
- на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Только при наличии второго уровня дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности.
ВЫВОД
Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала» (Владимир Мономах)