МКУ "Лужский ИМЦ" — Школьный музей как средство духовно-нравственного воспитания школьников
Главная / Без рубрики / Школьный музей как средство духовно-нравственного воспитания...

Школьный музей как средство духовно-нравственного воспитания школьников

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО

ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачёв)

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ценности личности формируются в семье, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника?

Для этого достаточно перевести все основные ценности

  • патриотизм,

  • социальная солидарность,

  • гражданственность,

  • семья,

  • труд и творчество,

  • наука,

  • традиционные российские религии,

  • искусство и литература,

  • природа,

  • человечество

в форму желаемых качеств личности.

Получится примерно следующее:/p>

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ

  • Добрый, не причиняющий зла живому

  • Честный и справедливый

  • Любящий и заботливый

  • Трудолюбивый и настойчивый

  • Творящий и оберегающий красоту мира

  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

  • Смелый и решительный

  • Свободолюбивый и ответственный

  • Самостоятельный и законопослушный

  • Чувствующий связь со своим народом, страной, культурой

  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

  •  Патриотичный
  •  Толерантный

     

Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.

С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, формировать своё отношение к нему.

Роль педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно быть интегрировано в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей.

Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу.

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – уже готовая площадка для реализации данного рода задач.

Для их решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию

  • истории России, российских народов, своей семьи, рода;

  • жизненного опыта своих родителей, предков;

  • традиционных российских религий;>

  • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

  • периодической литературы, СМИ;

  • фольклора народов России;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • учебных дисциплин;

  • других источников информации и научного знания

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

    «МУЗЕЙНЫЙ РОДНИК»

    Музей сравнивают со школой.

    Школой, в которой можно учиться всю жизнь…

    Хочется вспомнить слова А.С.Пушкина:

    Цветок засохший, бездыханный,

    Забытый в книге вижу я;

    И вот уже мечтою странной

    Душа наполнилась моя.

    Где цвёл? Когда? Какой весною?

    И долго ль цвёл? И сорван кем,

    Чужой, знакомой ли рукою?

    И положён сюда зачем?

    Организация музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своём «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.

    Презентации:

    1.Музей как средство духовно-нравственного воспитания

    2.Школьный музей>

    3.Музейный родник

    Знакомство с некоторыми экспонатами музея: грош, веретено, и т.д.

    Музейные фольклорные праздники отражают колорит традиций нашего народа.

    Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает, хранит историю Времени и Народа.

    В нашем музее проходят такие праздники, как «Покров день», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ», «ИСТОРИЯ ЧАЕПИТИЯ НА РУСИ», «ПОСИДЕЛКИ»

    ОНИ стали традиционными и вызывают большой интерес у присутствующих.

    Презентация.

    Музейные фольклорные праздники

    Добрые отношения сложились у нашего музея с местными жителями из соседних деревень, ветеранами труда и войны, детским садом, школами города и района, местными краеведами, городским краеведческим музеем и т.д.

    Презентация

    Формы музейной работы

    Проект «Русская изба»

    Ребята с удовольствием посещают музей, участвуют во всех проводимых мероприятиях, исследовательской и проектной деятельности.

    Учителя используют материалы музея на своих уроках и внеклассных мероприятиях

    Презентация

    Музей в учебной деятельности

    Гости музея

    Уроки литературного чтения

    К.Д.Ушинский «ДЕРЕВНЯ И УЕЗДНЫЙ ГОРОД. ПРОСЁЛОЧНАЯ ДОРОГА»;

    >В.ДАЛЬ «ВОЙНА ГРИБОВ С ЯГОДАМИ»

    В.А.Жуковский «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

    «У ИСТОКОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (ЗНАКОМСТВО СО СТАРИННОЙ КНИГОЙ)

    УРОК ИНФОРМАТИКИ (КОДИРОВАНИЕ – ЗНАКОМСТВО С КРУЖЕВАМИ)

    УРОК МАТЕМАТИКИ (ЗНАКОМСТВО С МЕРАМИ МАССЫ)

    УРОКИ технологии, ИЗО (РОЖДЕНИЕ ОРНАМЕНТА)

    Урок окружающего мира (ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ТРУДА)

    Формы работы музея достаточно разнообразны:

    Экскурсии

    ВЫСТАВКИ

    ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    ЛЕКЦИИ

    БЕСЕДЫ

    МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ

    Проектная и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность И Т.Д.

    Работа над проектом «Русская изба».

    ПОСЕТИЛИ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ;

    ОТПРАВИЛИСЬ В ЭКСПЕДИЦИЮ ПО ДЕРЕВНЯМ;

    ОРГАНИЗОВАЛИ ЭКСКУРСИЮ В ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ;

    ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПРЕДСТАВИЛИ В ВИДЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    И ПРИШЛИ К ЕДИНОМУ МНЕНИЮ, ЧТО……

    «Главный-то дом человек

    у себя в душе строит.

    И тот дом в огне не горит,

    в воде не тонет».

    Деятельностные формы позволяют сделать работу музея интересной для учащихся и способствуют их духовно-нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой родине начинается любовь к Отечеству, России.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    Как же можно оценить результат воспитательной работы?

    Безусловно, оценивать результаты воспитания очень сложно.

    Делать это надо очень осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира.

    Результат в данном случае – это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти

    -на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;

    - на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.

    Только при наличии второго уровня дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности.

    ВЫВОД

    Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

    «Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала» (Владимир Мономах)