МКУ "Лужский ИМЦ" — Симонова А.К. Работа с одаренными детьми. Проект «Самоцветы».
Главная / Без рубрики / Симонова А.К. Работа с одаренными детьми. Проект...

Симонова А.К. Работа с одаренными детьми. Проект «Самоцветы».

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского и юношеского творчества» г. Луги

ПРОЕКТ «САМОЦВЕТЫ»

Направление проекта: работа с одаренными детьми

Одаренные дети подобны самоцветам

– задача педагога найти и бережно огранить их,

сохраняя природную красоту.

1. АННОТАЦИЯ

Центр детского и юношеского творчества г. Луги – это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей. Сюда приходят для обучения все желающие без специального конкурсного отбора в возрасте от 6 до 18 лет. Учебный контингент детских объединений и коллективов Центра отличается “расслоением” воспитанников по выбору видов деятельности, интересам и потребностям, уровню обученности и способностям, психофизиологическим особенностям личности.

Анализируя работу Центра с детьми, имеющими ярко выраженные творческие способности, мы пришли к выводу, что у нашего учреждения есть определенный опыт работы в этом направлении деятельности, есть условия и заинтересованные педагогические кадры, осуществляющие эту деятельность.

Уже на первом, организационном этапе работы над проектом «Самоцветы» было проведено анкетирование педагогов дополнительного образования ЦДЮТ, которое позволило выявить уровень знаний и практических навыков педагогов по теме «Одаренные дети». Большинство ПДО Центра верно определяют основные признаки одаренности детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребенку. В процессе обучения они выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одаренности.

Три коллектива ЦДЮТ – «Азбука шитья», «Мастерица» и Авиамодельный клуб «Полет» имеют в своем «арсенале» дополнительные образовательные программы, предназначенные для работы с одаренными детьми, успешно освоившими базовый курс обучения. Педагогами коллективов «Фантазия» и «Азбука шитья» разработана программа «Колокольчик», предлагаемая обучающимся 1 ступени, и являющаяся пропедевтической для программ «Фантазия» и «Волшебная игла». Таким образом, педагоги еще до начала обучения по базовым программам, могут выявить наиболее способных и одаренных детей в предлагаемом виде деятельности и настроить их на совершенствование своих способностей.

Ежегодно в нашем Центре проводятся мини-фестиваль и традиционная выставка детского творчества, позволяющие отметить наиболее одаренных обучающихся художественного, декоративно-прикладного, изобразительного и технического направлений деятельности. Также ежегодно небезрезультатно воспитанники Центра участвуют в мероприятиях областного уровня – выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, получая неоценимый опыт от общения и обмена опыта с соперниками.

Настоящий проект – это результат поиска новых технологий организации работы с наиболее яркими воспитанниками Центра, целью которого является совершенствование системы работы с одаренными детьми. Он помогает решить задачи дальнейшего развития образовательного учреждения и создания условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

Мотивируя педагогический коллектив на реализацию проекта «Самоцветы» с 2008 по 2010 годы, администрация учреждения понимает, что работа с одаренными детьми не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности.

Проект «Самоцветы» адресован руководящим работникам МОУ ДОД «ЦДЮТ» и педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на совершенствование системы работы с одаренными детьми. Адресант проекта – одаренные воспитанники Центра.

2. Обоснование актуальности

 

Научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа.

Именно поэтому работе с одаренными детьми государство и общество уделяют особое внимание. С 2003 года в нашей стране осуществляется реализация подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке.

Развитие учреждения невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки творческой атмосферы, совершенствования организационно-управленческих основ. Поэтому включение в реализацию целевой программы «Одаренные дети» образовательных учреждений всех видов и типов сопровождается поиском новых организационных форм по выявлению детей, имеющих ярко выраженные творческие способности, новых педагогических технологий по развитию детской одаренности; совершенствованием системы этой работы.

Одаренные дети – это особый мир детства, задача педагогов – понять этот мир, поэтому, вопрос организации учебно-воспитательной работы с одаренными обучающимися и создания оптимальных условий для их самореализации, раскрытия творческого потенциала педагогический коллектив МОУ ДОД «ЦДЮТ» рассматривает как один из приоритетных.

Вместе с тем административному персоналу Центра, для дальнейшего развития системы работы с одаренными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одаренными детьми.

Эти проблемы таковы:

  • неполное использование возможностей учреждения дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одаренности;

  • отсутствие системы работы с одаренными детьми;

  • недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме «одаренные дети» у педагогических работников учреждения и родителей обучающихся;

  • небольшое количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;

  • недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одаренным обучающимся на уровне ЦДЮТ;

  • отсутствие необходимого количества материальных средств для участия одаренных воспитанников Центра в региональных и межрегиональных мероприятиях.

Предполагается, что эффективному решению перечисленных проблем, обозначенных в проекте, будет способствовать внедрение новых программно-целевых подходов к организации работы с одаренными детьми

Проект «Самоцветы» является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для нашего Центра системы работы с одаренными детьми. Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой.

Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одаренными обучающимися, а также поднять ее на более качественный уровень.

3. Общие положения

Ориентация современной отечественной системы образования на гуманистические, индивидуально ориентированные и развивающие образовательные технологии изменила отношение педагогов к обучающимся. Рядом с такими навыками, как образованность и узко специальная компетентность, особое значение предается сегодня выработке в ребенке умения самостоятельно мыслить, выдвигать нестандартные идеи и прогнозировать, проявлять творческий подход в какой-либо деятельности. На смену старой системе, адресованной, прежде всего среднему обучающемуся, приходит новая альтернативная, направленная на эффективное развитие одаренных детей.

Что же такое одаренность? В целом, это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенокэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

Имея опыт работы с одаренными детьми, администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ» отмечает наличие определенных педагогических и психологических трудностей, обусловленных разнообразием видов одаренности, особенно наличием возрастной и скрытой одаренности; большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно готовых к работе с одаренными детьми.

Таким образом, есть проблема, решение которой и вызвало необходимость создания инновационного проекта «Самоцветы», задачей которого, прежде всего, является разработка наиболее подходящей для нашего Центра системы работы с одаренными детьми.

Проект «Самоцветы» построен на следующих принципах:

Гуманизм — предполагает максимальный учет возможностей и природных задатков ребенка, определение его способностей, создание условий для самопознания и самореализации каждого одаренной личности;

Демократизм – утверждает развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов, возможность свободного волеизъявления, самодеятельности и самоутверждения личности одаренного обучающегося;

Научность и интегрированность – обеспечивают надежную базу для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития;

Индивидуализация и дифференциация – предполагает вариативность реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития;

Природосоответствие — требует учета многогранности и целостности природы ребенка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель проекта:

Разработка и формирование в МОУ ДОД «ЦДЮТ» единой системы, направленной на выявление, обучение, воспитание и поддержку одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности средствами дополнительного образования.

Задачи проекта:

  • сформировать информационно-образовательное поле способствующее созданию максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся;

  • всестороннее развивать и воспитывать детей на основе их интересов и творческих способностей через создание культурно-информационного пространства;

  • создать условия для выявления, максимального развития способностей и поддержки одаренных обучающихся;

  • разработать и внедрить новые эффективные модели и технологии работы с одаренными детьми, продумать мониторинг индивидуальной траектории развития личности;

  • предоставить возможность для продуктивной самореализации и повышения социального статуса талантливых и способных детей через организацию интеллектуально-творческих мероприятий разного уровня;

  • обеспечить кадровые условия для работы с одаренными детьми;

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  1. Создать условия для выявления и развития одаренности и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;

  2. Совершенствовать формы и методы работы с одаренными и способными детьми;

  3. Оказывать помощь и поддержку одаренным детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;

  4. Разработать и приступить к реализации программ по работе с одаренными детьми;

  5. Обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;

  6. Обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми на разных возрастных этапах;

  7. Создать интеллектуальный банк данных по проблеме «Одаренные дети», включающий в себя нормативно-правовые документы, результаты научных исследований, методические разработки занятий и информационно-познавательных мероприятий и т.д.

  8. Разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одаренными детьми;

  9. Разработать критерии эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

  10. Совершенствовать организационно-управленческую квалификацию и культуру руководителей, отвечающих за организацию работы с одаренными обучающимися.

6. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Основные направления реализации проекта «Самоцветы»

1. Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми.

Предусматриваются мероприятия:

  • по внедрению передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся;

  • по увеличению количества педагогических работников целенаправленно работающих с одаренными детьми;

  • по увеличению количества дополнительных образовательных программ адресованных одаренных детям;

  • по формированию научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одаренные дети»;

  • по контролю, анализу и широкому обсуждению деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одаренности.

2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одаренными детьми.

Предполагаются меры:

  • по целенаправленному, в рамках проблемы «Одаренные дети», и систематическому повышению профессионального мастерства педагогов Центра их научно-методической и информационной поддержке;

  • по организации обмена опытом педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • по разработке критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

  • по оказанию финансовой помощи педагогам, успешно работающим с одаренными обучающимися.

3. Мероприятия по работе с одаренными детьми.

Предусматривается:

  • проведение специальных мероприятий для выявления одаренных детей;

  • проведение диагностики одаренных детей;

  • участие способных и одаренных детей в мероприятиях различного уровня;

  • создание условий для повышения социального статуса одаренных воспитанников Центра через организацию индивидуальных выставок, авторских вечеров, сольных концертов, проведение обучающимися мастер-классов и т.д.;

  • организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставление возможности продуктивной самореализации и повышения социального статуса талантливых и способных детей.

7. этапы реализации проекта

Реализация проекта «Самоцветы» рассчитана на 3года: с 2007 г. по 2010 г.

Первый этап «Организационный» предполагается реализовать в 2007-2008 учебном году. Он включает в себя разработку самого проекта «Самоцветы»; создание нормативно-правовой базы по проблеме «Одаренные дети»; разработку /доработку в соответствии с последними требованиями/ дополнительных образовательных программ, ориентированных на выявление детской одаренности и работу с одаренными детьми; получение и анализ информации об имеющемся у педагогов дополнительного образования ЦДЮТ опыте работы с одаренными воспитанниками; отработку отдельных форм и методов работы с подобными детьми; систематизацию имеющегося информационно-методического обеспечения работы с одаренными обучающимися; разработку цикла интеллектуально-творческих мероприятий адресованного детям, имеющим яркие творческие способности.

Второй этап «Этап реализации» (2008 – 2010 гг.) связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися в рамках проекта «Самоцветы» на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе в ЦДЮТ планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми; регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований; пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одаренным детям; обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Контроль и анализ реализации проекта «Самоцветы», достигнутых результатов планируется провести в конце 2010 года («Завершающий этап»). На этом этапе также предполагается определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Мероприятия по реализации проекта

п/п

Мероприятия

Срок реализации

Исполнители

Организационный этап /2007 – 2008 учебный год/

Создание творческой группы для работы над проектом «Самоцветы».

Октябрь 2007 г.

Директор – Симонова А.К., зам. директора по УВР Иванова Л.М., ПДО Голубева И.Л.

Работа над черновым вариантом проекта «Самоцветы».

Октябрь 2007 г. – февраль 2008 г.

Творческая группа

Разработка /доработка в соответствии с последними требованиями/ дополнительных образовательных программ, ориентированных на выявление детской одаренности и работу с одаренными детьми.

2007 – 2008 уч. год

ПДО Каширина О.В., Теплова И.В., Чернявский Г.Б., Смирнова М.А., зав. структурными подразделениями Тихомирова Л.А., Иванова Л.М.

Получение и анализ информации об имеющемся у педагогов дополнительного образования ЦДЮТ опыте работы с одаренными воспитанниками.

Январь-февраль 2008 г.

Зам. директора по УВР Иванова Л.М.,

ПДО Голубева И.Л.

Создание нормативно-правовой базы по проблеме «Одаренные дети».

2007 – 2008 уч. год

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ»

Систематизация имеющегося информационно-методического обеспечения работы с одаренными обучающимися.

2007 – 2008 уч. год

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ»

Разработка цикла интеллектуально-развлекательных мероприятий «Сапфир» адресованного детям, имеющим яркие творческие способности.

Май – июнь 2008 г.

Зам. директора по УВР Иванова Л.М.,

ПДО Голубева И.Л.

Проведение в ЦДЮТ конкурсов, соревнований, фестивалей, выставок для выявления одаренных детей. Подготовка воспитанников к участию в областных и региональных мероприятиях.

2007 – 2008 уч. год

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», педагоги

Проведение творческих информационно-познавательных занятий /с использованием ТСО/ в различных коллективах Центра, с целью отработки отдельных форм и методов работы, направленных на развитие детской одаренности.

2007 – 2008 уч. год

ПДО Голубева И.Л.

Организация и проведение педагогической мастерской «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе».

Март 2008 г.

Зам. директора по УВР Иванова Л.М.,

ПДО Голубева И.Л.

Разработка и оформление проекта «Самоцветы», адресованного одаренным обучающимся МОУ ДОД «ЦДЮТ».

Февраль-март 2008 г.

Творческая группа

Представление проекта педагогическому коллективу, обсуждение основных направлений его реализации.

Апрель 2008 г.

Творческая группа

Этап реализации 2008 – 2010 годы

Формирование координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы» /председатель (ведущий проекта), члены/.

Июнь

2008 г.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ»

Включение мероприятий проекта в перспективный план работы МОУ ДОД «ЦДЮТ» на текущий учебный год.

Август – сентябрь 2008-2010 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», ведущий проекта

Оборудование специального кабинета, оснащенного компьютерной системой, ТСО и выходом в Интернет с целью создания электронного информационного банка данных по проблеме «Одаренные дети», а также позволяющего проводить творческие мероприятия воспитательно-познавательного характера для обучающихся Центра с использованием ТСО.

2008-2009 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», члены координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы».

Доработка /по мере необходимости/ нормативно-правовой базы по проблеме «Одаренные дети».

2008 – 2010 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ»

Пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, разработок творческих мероприятий, нетрадиционных занятий, адресованных одаренным детям.

2008 – 2010 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», педагоги, члены координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы».

Доработка и реализация цикла интеллектуально-развлекательных мероприятий «Сапфир» адресованного детям, имеющим яркие творческие способности.

2008 – 2010 гг.

Зам. директора по УВР Иванова Л.М.,

ПДО Голубева И.Л., педагоги ЦДЮТ

Целенаправленная работа педагогов по выявлению и развитию творческих способностей воспитанников с использованием новейших диагностических методик, инновационных педагогических технологий. Выстраивание педагогами индивидуальной траектории обучения одаренных обучающихся.

2008 – 2010 гг.

Педагоги МОУ ДОД «ЦДЮТ»

Проведение в ЦДЮТ конкурсов, соревнований, фестивалей, выставок для выявления одаренных детей. Подготовка воспитанников к участию в областных и региональных мероприятиях.

2008 – 2010 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», педагоги

Проведение мероприятий на уровне ЦДЮТ, направленных на повышение социального статуса одаренных детей /сольные концерты, мастер-классы, показательные выступления и т.д./.

2008 – 2010 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», ведущий проекта, педагоги

Систематическое совершенствование профессионального мастерства и обмен опытом педагогов, работающих с одаренными детьми. Обучение педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми.

2008 – 2010 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», педагоги

Формирование системы поощрения достижений в образовании. Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми. Материальная поддержка педагогов, творчески работающих с одаренными детьми.

2008 – 2010 гг.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ»

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми в ЦДЮТ.

2008 – 2010 гг.

Члены координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы».

Ежегодный отчет о результатах реализации проекта «Самоцветы», выстраивание перспективы на текущий учебный год.

Сентябрь 2008-2010 гг.

Председатель координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы».

Завершающий этап (конец 2010 года)

Анализ достигнутых результатов в процессе реализации проекта «Самоцветы», определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения.

Сентябрь-ноябрь 2010 г.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», члены координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы».

Разработка перспективного плана дальнейшей работы в выбранном направлении.

Сентябрь-ноябрь 2010 г.

Администрация МОУ ДОД «ЦДЮТ», члены координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы».

Отчет перед педагогическим коллективом МОУ ДОД «ЦДЮТ» о результатах реализации проекта «Самоцветы»

Декабрь 2010 г.

Председатель координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы».

8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Нормативно-правовое обеспечение работы с одаренными детьми

Нормативно-правовую основу работы с одаренными детьми в МОУ ДОД «ЦДЮТ» составляют следующие документы:

  • Конвенция ООН «О правах ребенка»;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

  • Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области /до 2010 г./;

  • Концепция создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области /до 2010 г./;

  • Устав МОУ ДОД «ЦДЮТ» г. Луги;

  • Программа развития МОУ ДОД «ЦДЮТ» г. Луги на 2007-2010 гг;

  • Положение о творческой мастерской декоративно-прикладного направления;

  • Положение об авиамодельном клубе «Полет»;

  • Положение о мини-фестивале коллективов художественного направления МОУ ДОД «ЦДЮТ»;

  • Положение о выставке детского творчества коллективов МОУ ДОД «ЦДЮТ»;

  • Положения об областных массовых мероприятиях с обучающимися Ленинградской области;

  • Положения о Всероссийских массовых мероприятиях с обучающимися;

  • Положение о материальном стимулировании педагогов, целенаправленно работающих с одаренными детьми.

  1. Кадровое обеспечение проекта «Самоцветы»

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

  • профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учиться;

  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т. д.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. Специфика такой подготовки специалистов подразумевает:

  • создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

  • формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

  • определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • разработка системы консультирования и тренингов для педагогов с учетом индивидуальных условий труда и полученной подготовки по проблеме.

В 2008-2010 г.г. в целях повышения квалификации педагогов планируется провести серию совещаний, педагогических мастерских и заседаний творческих профильных групп по разным аспектам проблемы одаренности. Организовать оказание информационной, методической, финансовой помощи педагогам, целенаправленно работающим с одаренными воспитанниками. Предоставить возможность участия педагогов Центра в курсах повышения квалификации в данном направлении.

  1. Научно-методическое обеспечение проекта

  • Разработка дополнительных образовательных программ, как основного содержания обучения и развития воспитанников Центра;

  • Разработка, апробация и внедрение инновационных педагогических технологий, которые соответствуют возрастным особенностям, творческим способностям обучающихся и специфике системы дополнительного образования;

  • Работа по созданию информационного банка данных (создание тематических картотек, подбор литературы, методических разработок и т.п.)

  • Проведение психолого-педагогического анализа результатов реализации проекта;

  • Изучение перспектив в дальнейшей работе с одаренными учащимися.

  1. Материально-техническое обеспечение проекта

  • Комплектование методического кабинета, учебных кабинетов соответствующей учебной и научно-методической литературой, необходимыми средствами обучения (видеоаппаратура, музыкальные центры, компьютеры);

  • Оборудование специального кабинета, оснащенного компьютерной системой и выходом в Интернет с целью создания электронного информационного банка данных по проблеме «Одаренные дети», а также позволяющего проводить творческие мероприятия воспитательно-познавательного характера для обучающихся Центра с использованием ТСО;

  • Планирование материальных затрат на:

  • поощрение педагогов, целенаправленно работающих над развитием детской одаренности;

  • приобретение специальной литературы;

  • реализацию программ перспективного индивидуального развития каждого одаренного ребенка.

  1. Информационное обеспечение проекта

Информационное обеспечение проекта «Самоцветы» предполагается осуществлять через:

  • Деятельность координационной (рабочей) группы по контролю за реализацией проекта «Самоцветы», направленную на систематизацию, анализ и распространение информации по проблеме;

  • Обеспечение широкого доступа педагогов Центра и родителей обучающихся к постоянно обновляемому банку данных по проблеме «Одаренные дети»;

  • Работу педагогов по информированию родителей обучающихся об успехаха и творческих достижениях их детей;

  • Информирование общественности города о работе педагогического коллектива ЦДЮТ в данном направлении в городских СМИ;

  • Представление творческих достижений обучающихся в разнообразных и доступных формах /выставки, буклеты, брошюры и т.д./.

9. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта «Самоцветы» будет осуществляться в течение 3 лет – с 2007 по 2010 год. Выбор именно такой продолжительности проектных мероприятий объясняется сроком действия Концепции развития дополнительного образования детей Ленинградской области и Концепции создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области, рассчитанных до 2010 года.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют новые требования к образованию, ориентируют его на переход в совершенно иное качественное состояние. Образовательные учреждения всех видов и типов в настоящее время призваны обеспечить становление и саморазвитие личности каждого обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Задача педагогов предоставить каждому ребенку, с учетом его индивидуальных способностей, склонностей, интересов возможность проявить себя в познании, поведении, творчестве.

В этой связи дополнительным образовательным учреждениям необходимо направить усилия педагогических коллективов на раскрытие индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка.

Данный проект направлен на разработку системы работы с одаренными детьми, так как именно они нуждаются в особой поддержке и помощи. В перспективе возможно обобщение накопленного в процессе реализации проекта опыта работы с подобными детьми, а также продолжение деятельности в русле заявленной проблемы.