МКУ "Лужский ИМЦ" — Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Главная / Без рубрики / Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации...

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

Цели

  • сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
  • осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
  • проведение ранней профориентации обучающихся;
  • проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
  • формирование у обучающихся потребности к приобретению или выбору будущей профессии;
  • проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
  • осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
  • обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
  • содействие в поступлении обучающихсяв профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
  • удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда Лужского муниципального района и Ленинградской области;
  • развитие конкурсного движения профориентационной направленности;
  • обеспечение участия обучающихся Лужского муниципального района в региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.

 Всероссийская акция «Неделя без турникетов — 2020»

Показатели, методы сбора информации

Показатели, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лужского муниципального района:

  • доля выпускников 9 и 11 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования по профилю обучения
  • доля выпускников 9 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 9 класса
  • доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в профессиональные образовательные организации, от общего числа выпускников 11 класса
  • доля выпускников 11 класса, поступивших в образовательные организации высшего образования, от общего числа выпускников 11 класса
  • доля обучающихся, выбравших предметы, соответствующие профилю обучения для сдачи итоговой аттестации выпускников 11 класса, от общего числа выпускников 11 класса
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (направление «Юниоры») (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» регионального конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»(от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования
  • доля обучающихся 6-11 классов, прошедших профориентационное тестирование, диагностику
  • количество учебных рабочих мест, организованных для профессиональных проб и практик
  • доля родителей, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи
  • количество заключенных договоров, соглашений между образовательными организациями и предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности
  • доля обучающихся по программам дополнительного образования детей от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района
  • доля обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне/ по профилю от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района от общего числа обучающихся в данной выборке

Источники данных, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лужского муниципального района:

  • федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования
  • региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования
  • региональная информационная система выявления потребностей рынка труда
  • данные об участии в региональном и национальном чемпионатах WorldSkillsRussia, (направление «Юниоры», направление «Профориентационные мастер-классы»), конкурсе «Абилимпикс» и проекте ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов «Билет в будущее»
  • данные диагностических процедур
  • открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций, муниципального района Ленинградской области)

 Социологическое исследование «Профессиональное самоопределение обучающихся Ленинградской области в условиях современного рынка труда»  в 2020 году

Мониторинг

Мониторинг состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лужского муниципального района направлен на получение информации по следующим показателям:

  • доля выпускников 9 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 9 класса
  • доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в профессиональные образовательные организации, от общего числа выпускников 11 класса
  • доля выпускников 11 класса, поступивших в образовательные организации высшего образования, от общего числа выпускников 11 класса
  • доля обучающихся, выбравших предметы, соответствующие профилю обучения для сдачи итоговой аттестации выпускников 11 класса, от общего числа выпускников 11 класса
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (направление «Юниоры») (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, принявших участие в региональном и национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, принявших участие в направлении «Профориентационные мастер-классы» регионального конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»(от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее» (от общего количества обучающихся в данной выборке)
  • доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования
  • доля обучающихся 6-11 классов, прошедших профориентационное тестирование, диагностику
  • количество учебных рабочих мест, организованных для профессиональных проб и практик
  • доля родителей, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи
  • количество заключенных договоров, соглашений между образовательными организациями и предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности
  • доля обучающихся по программам дополнительного образования детей от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях Лужского муниципального района
  • доля обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне/ по профилю от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях Лужского муниципального района от общего числа обучающихся в данной выборке

 

Анализ, адресные рекомендации

Комплексный анализ результатов мониторинга показателей обеспечивает:

  • анализ результатов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках мероприятий и конкурсов муниципального и межмуниципального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики муниципального образования
  • анализ работы психолого-педагогических служб в образовательных организациях
  • анализ результатов участия в чемпионатах профмастерства различного уровня
  • анализ результатов по взаимодействию с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Лужского муниципального района
  • анализ результатов по проведению ранней профориентации обучающихся, в том числе в рамках проекта «Билет в будущее»
  • анализ результатов проведения профориентации обучающихся с ОВЗ (количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, в том числе, в конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»)
  • анализ предпочтений обучающихся в области предметных знаний (анализ количества обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне/по профилю)
  • анализ количества обучающихся по программам дополнительного образования (занимающихся в кружках/ секциях профильной направленности)
  • анализ результатов Лужского муниципального района по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (доля поступления в ПОО как результат профориентации на рабочие специальности)
  • анализ результатов Лужского муниципального района по профориентации на специальности высшего образования (доля поступления в образовательные организации высшего образования, индекс подготовки к ЕГЭ)

Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:

  • обучающимся
  • родителям (законным представителям)
  • педагогам образовательных организаций
  • образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя)
  • образовательным организациям Лужского муниципального района

 

Меры, управленческие решения

Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лужского муниципального района:

  • принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся Лужского муниципального района
  • проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности
  • проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся
  • проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Лужского муниципального района, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки
  • проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • реализация комплекса мер, направленных на популяризацию конкурсного движения профмастерства (в том числе среди лиц с ОВЗ)
  • проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия
  • проведение иных профориентационных мероприятий

Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лужского муниципального района:

  • внесение изменений в муниципальную программу Лужского муниципального района «Развитие образования»
  • совершенствование нормативно-правовых актов Лужского муниципального района в части реализации работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся муниципального района Ленинградской области
  • стимулирование и поощрение участников конкурсов по профессиональному мастерству
  • реализация муниципальной опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности образовательных учреждений по тематике, связанной с работой по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лужского муниципального района

 

Анализ эффективности принятых мер

Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.

Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лужского муниципального района, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Ленинградской области.