МКУ "Лужский ИМЦ" — Требования к организации игровой деятельности младших школьников.
Главная / Без рубрики / Требования к организации игровой деятельности младших школьников.

Требования к организации игровой деятельности младших школьников.

В период младшего школьного возраста основным видом игровой деятельности детей должна стать следующие виды игры:

- игра по правилам;

- режиссёрская игра высокого уровня.

Игру по правилам не случайно называют «воротами в учебную деятельность», т.к. этот вид игры, в отличие от всех предыдущих, предполагает особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом игры, содержащимся в правилах. Деятельность ребенка на этом подготовительном этапе представляет собой прообраз учебной деятельности младшего школьника. В играх по правилам ребенку уже не нужны «сюжетные костыли» — для него привлекательным становится выполнение самих правил. Именно в игре по правилам формируется произвольность, происходит становление собственной смысловой позиции, а так же умения договариваться, учитывать позицию партнера в своей деятельности и согласовывать позиции в ситуации решения общей задачи.

Режиссёрская игра высокого уровня. Эта игра с играми по правилам венчает игровую деятельность дошкольника. Здесь также есть сюжет, роли и правила. Только действие этой игры происходит во внутреннем плане, в так называемом тонком смысловом пространстве, которое возникает к концу дошкольного периода детства, если ребенок полноценно прошел все предыдущие этапы возрастной игры. В этой игре ребенок свободен, т.к. у него есть особая внутренняя позиция, с которой он может самостоятельно создать сюжет или замысел, а затем реализовать его в своей деятельности. Он способен совмещать различные позиции, но уже не реальных партнеров, а воображаемых игровых персонажей. Здесь сюжет и правила существуют в едином творческом контексте, позволяющем ребенку интегрировать весь свой предыдущий игровой опыт. Режиссерская игра – глубоко индивидуальна. Это мир грез и сложных образов, по мере развития которого предметные действия постепенно сворачиваются (так, вначале ребенок создает сюжет во внутреннем плане с опорой на предметы заместители, манипулируя ими «в театре на столе», и только потом игра по-настоящему переходит во внутренний план действий). В процессе режиссерской игры высокого уровня возникает очередное рождение «я сам», когда ребенок узнает о существовании своей души, своих чувств и переживаний. Именно в это время происходит разделение «я – реальное» и «я — идеальное», осознание своей недостаточности и появление мотивации к ее преодолению в рамках нового ведущего вида деятельности. Или, другими словами, ребенок хочет перейти от воображаемого уподобления взрослому в игре к реальному через обучение.

Анализ ситуации в дошкольном образовании показывает, что воспитатели, как правило, недооценивают значение игры для полноценного психического развития детей и их подготовки к школе, а лишь используют отдельные игровые приемы в рамках «школьных технологий». В результате дошкольники не проходят полноценно все этапы развития игровой деятельности. Поэтому дети, зачастую, доигрывают свое дошкольное детство в школе, несмотря на порицание учителя. Дело в том, что ребенок не может прейти на следующий этап возрастного развития, пока не пройден предыдущий (хорошо ли, плохо ли, но пройден). Так под партой, где встречаются карандаш и ластик, он в экстремальных условиях доигрывает режиссерскую игру высокого уровня с опорой на материальные носители, а потом, когда игровые действия уже перешли во внутренний план, на уроке «ловит ворон». Как отмечают некоторые учителя, школьники, которые остаются на повторный курс, иногда играют в возрастную игру детей 4 – 5 летнего возраста (образно-ролевая игра).

В связи с этим необходимо создать в школе условия как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельностью к деятельности учебной (в рамках сюжетно-ролевой игры, игры по правилам и режиссерской игры высокого уровня), так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности у части детей класса.

В классе необходимо создать предметную развивающую среду – выделить игровой уголок, в котором должны находиться игрушки и предметы, которые дети могут использовать как по назначению, так и в роли предметов заместителей для организации различных возрастных игр:

- различные конструкторы: типа «Lego»; строительные наборы (деревянные и пластмассовые); плоскостной конструктор и др.;

- кубики, мозаика, пластмассовые кольца, шары из разных материалов, машинки, и др.;

- мягкие игрушки;

- различные природные материалы (шишки, камушки, ракушки и др.).

Кроме того, в классе должны быть специальные игровые атрибуты для развития возрастной игры:

- сюжетно-ролевой: игровые наборы для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Транспорт» и др.); игрушечная посуда, куклы и др.;

- игры по правилам: шахматы; шашки; различные настольно-печатные дидактические игры и др.

- режиссерская игра высокого уровня: различные мелкие игрушки и предметы; модели комнаты с маленькой мебелью; наборы настольного театра; карточки с изображением различных предметов или кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением различных предметов и др.