Учебный план начального общего образования
Учебный план начального общего образования для 1-х, 2-х классов в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта
Нормативным основанием формирования учебного плана начального общего образования (далее учебный план) для 1-х и 2-х классов (участников пилотного введения ФГОС в 2010-2011 учебном году) общеобразовательных учреждений на 2011–2012 учебный год является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).
При этом необходимо учесть, что вторые (не принимавшие участия во введении нового образовательного стандарта начального общего образования в 2010-2011 учебном году), третьи и четвертые классы в 2011/2012 учебном году организуют образовательный процесс в соответствии с ранее принятым Базисным учебным планом (Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
Базисный учебный план (далее — БУП), соответствующий требованиям новых образовательных стандартов, представлен в примерной основной образовательной программе начальной школы1. БУП как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.
Разработка основной образовательной программы может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а также дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, составляют образовательную программу школы.
Таким образом, основная образовательная программа является нормативным правовым актом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Учебный план является разделом основной образовательной программы школы, разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы.
Учебный план является нормативным правовым актом, утверждается ежегодно.
Разработка и утверждение учебного плана осуществляется в порядке, определенном Уставом образовательного учреждения.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов по классам (годам обучения), общий объем допустимой учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.2
Учебный план в соответствии с федеральными требованиями ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько вариантов учебных планов, формируемых с учетом конкретных особенностей комплектования классов в ОУ (например, состава обучающихся):
для обучения на русском языке;
для обучения на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
для обучения на родном (нерусском) языке (если в субъекте РФ установлено официальное двуязычие)3.
В условиях Ленинградской области исходным является первый из предложенных вариантов учебного плана (учебный план для обучения на русском языке).
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В 1-х классах в соответствии с требованиями СанПиН не предусматривается выделение дополнительных часов в части формируемой участниками образовательного процесса.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, во втором классе 34 учебные недели.
Планирование образовательного процесса в предлагаемом варианте регионального учебного плана сориентировано на недельное и годовое распределение часов.
1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения)
2 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 (рег. № 19707 от 04.02. 2011г.)
3 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
Учебный план урочной деятельности
Предметная область | Учебный предмет | Класс | |
I | II | ||
Филология
|
Русский язык | 5 | 5 |
Литературное чтение | 4 | 4 | |
Иностранный язык | - | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Окружающий мир | 2 | 2 |
Основы духовно-
нравственной культуры народов России |
Основы духовно-
нравственной культуры народов России |
- | - |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 |
Музыка | 1 | 1 | |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 |
Технология | Технология | 1 | 1 |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
*При 6-дневной рабочей неделе |
- | 3 часа | |
Всего за неделю при 5-дневной рабочей неделе | 21 | 23 | |
Всего за год при 5-дневной рабочей неделе | 693 | 782 | |
Всего за неделю при 6-дневной рабочей неделе | - | 26 | |
Всего за год при 6-дневной рабочей неделе | - | 884 |
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано: на увеличение учебных часов, с целью изучения отдельных предметов обязательной части (например, на филологию, если среди обучающихся много детей, для которых русский язык не является родным); на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение различных интересов обучающихся, в том числе и этнокультурных.