МКУ "Лужский ИМЦ" — Учителям о проекте «Все цвета, кроме черного»
Главная / Без рубрики / Учителям о проекте «Все цвета, кроме черного»

Учителям о проекте «Все цвета, кроме черного»

Представляю вниманию учителей начальных классов учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного», подготовленный в рамках целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту…»

Цель проекта «Все цвета, кроме черного« – формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов.

  • Методическое пособие содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме ранней профилактики наркотизации, а также комментарий к каждому учебному занятию.

  • Брошюра для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, способах организации ранней профилактики в семье.

  • В рабочих тетрадях ,кроме необходимых и доступных детям знаний, предлагаются разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал каждой темы.

Учебно – методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:

  • формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

  • формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

  • формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

  • пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

  • просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни.

Содержание учебно – методического комплекта «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:

  • возрастной адекватности – используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • научной обоснованности – содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

  • практической целесообразности – содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;

  • динамическому развитию и системности – содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;

  • модульность структуры – учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

Работа по комплекту «Все цвета, кроме черного» направлена на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

  • дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

  • дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

  • дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Использование комплекта «Все цвета, кроме черного» определяется его модульным характером, что предполагает:

вариативность при выборе площадок для реализации (комплект может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, а также на базе учреждений дополнительного образования);

вариативность способов реализации (в рамках учебных курсов «Окружающий мир», а также на факультативных занятиях).

Комплект может использоваться как дополнительный материал на уроках по предметам Базового учебного плана, а также в рамках внеклассной работы в различных учреждениях образования.

Возможно комбинированное использование комплекта: одна часть материала включается во внеклассную работу, другая – рассматривается в ходе уроков.

Выбор варианта остается за педагогом. Программа не предусматривает определение сроков ее реализации. Сроки реализации определяются самим педагогом с учетом важности конкретной темы для детской аудитории, заинтересованности детей, видов и формы организации занятий и т.п.

Содержание комплекта, а также формы и методы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребенка – самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

Очень важно привлечь родителей для успешной реализации программы. Перед началом работы следует ознакомить взрослых членов семьи с содержанием учебно-методического комплекта, объяснить цели и задачи программы. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.