МКУ "Лужский ИМЦ" — Утверждение устава дошкольного учреждения
Главная / Без рубрики / Утверждение устава дошкольного учреждения

Утверждение устава дошкольного учреждения

Устав является учредительным документом дошкольного учреждения. Руководитель должен знать порядок утверждения и регистрации устава в соответствии с действующим законодательством РФ, а также с учетом особенностей деятельности, типа и вида конкретного ДОУ.

Порядок утверждения устава дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) определяется его учредителем. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон «Об автономных учреждениях»), устав автономного учреждения утверждает учредитель. При этом наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения. Учредитель принимает решение об утверждении устава только после рассмотрения рекомендации наблюдательного совета.

Вместе с тем данные нормы для сферы образования применяются с учетом положений ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»), согласно которой «Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления».

Переданный учредителю на утверждение устав ДОУ (бюджетного, казенного, автономного) должен пройти экспертизу, в ходе которой проверяются полнота его содержания, соответствие действующему законодательству, целям и задачам, поставленным учредителем перед дошкольным учреждением.

Экспертиза устава учредителем

В органах власти и управления, а также в иных организациях, которые выступают (могут выступать) учредителями ДОУ, имеются специальные службы, проводящие экспертизу представленного учредителю проекта устава. Для этого одновременно с проектом устава учредителю предоставляется лист согласования, в котором фиксируются мнения юриста, экономиста, финансиста, уполномоченного по управлению имуществом, а также иных специалистов на выбор заинтересованных лиц. Указанные специалисты проводят экспертизу проекта устава исходя из предметов своего ведения.

К компетенции образовательного учреждения относится разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение.

Закон РФ «Об образовании». П. 12 ч. 2 ст. 32

Напомним, что особенности правового статуса автономных учреждений регулируются Федеральным законом «Об автономных учреждениях», бюджетных учреждений – Федеральным законом «О некоммерческих организациях», казенных учреждений – Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Кроме того, любое учреждение в сфере образования должно учитывать положения Закона РФ «Об образовании», а также соответствующих типовых положений.

Законодательством установлены определенные требования к тому, какие именно вопросы должны быть урегулированы в уставе. В частности, все образовательные учреждения, в т. ч. и дошкольные, должны учитывать требования ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Отсутствие в уставе сведений, указанных в данной статье, не повлечет за собой его отмены, но в случае выявления таких недочетов ДОУ обяжут внести необходимые дополнения в устав, чтобы привести его в соответствие с требованиями Закона РФ «Об образовании». Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

В уставе бюджетного или казенного учреждения также должны быть указаны:

1) наименование учреждения с указанием его организационно-правовой формы и характера деятельности (образовательная). Также устав может содержать указание на тип учреждения («бюджетное учреждение» или «казенное учреждение»);

2) сведения о собственнике его имущества;

3) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

4) указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Согласно Федеральному закону «Об автономных учреждениях» (ч. 2 ст. 7), устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:

1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества*;

2) местонахождение автономного учреждения;

3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) предмет и цели деятельности автономного учреждения;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Возникшие замечания по проекту специалисты фиксируют в листе согласования. Если замечаний нет, лист согласования ими подписывается и на нем проставляется дата.

Основные причины отказа учредителя в согласовании проекта устава дошкольного учреждения:

  • · несоответствие проекта (или его части) действующему законодательству (имеется в виду законодательство всех уровней, в т. ч. муниципальные правовые акты);
  • · несоответствие положений устава целям и задачам, которые ставит перед ДОУ учредитель;
  • · невключение в устав обязательных сведений, преду­смотренных Законом РФ «Об образовании»;
  • · нарушение требований инструкций по делопроизводству при подготовке проекта устава.

Если у кого-либо из указанных специалистов имеются замечания, проект устава возвращается на доработку дошкольному учреждению. После устранения замечаний проект вновь передается на согласование. В некоторых случаях на повторное согласование проект направляется лишь тем специалистам, которые выразили свои замечания, хотя целесообразнее проводить повторное согласование в полном объеме во избежание возможных недоразумений в будущем.

Как правило, об утверждении устава учредитель издает нормативный акт: постановление, распоряжение, приказ. Сам устав является приложением к нему. После утверждения устава производится его государственная регистрация.

Государственная регистрация внесения изменений в устав

Вопрос о государственной регистрации устава дошкольного учреждения заслуживает отдельного внимания, поскольку такая регистрация в настоящее время не производится: регистрируется либо вновь создаваемое ДОУ (в т. ч. в процессе реорганизации), либо изменения и дополнения в устав уже действующего учреждения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), устав предоставляется в регистрирующий орган (в настоящее время это налоговый орган по месту нахождения учреждения) вместе с иными документами, необходимыми для государственной регистрации образовательного учреждения в качестве юридического лица при его создании. При этом осуществляется государственная регистрация не устава, а самого учреждения. Порядок государственной регистрации учреждения в качестве юридического лица при его создании определен Законом № 129-ФЗ.

Рассмотрим ситуацию, когда изменения и дополнения в устав ДОУ вносятся при создании на его основе учреждения другого типа (бюджетного, казенного, автономного) либо принимается новая редакция устава.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях»:

1. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы образовательного учреждения, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация других организаций.

2. Изменения учредительных документов образовательного учреждения вступают в силу со дня их государственной регистраций.

3. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Изменения, вносимые в сведения, указанные в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Заявление о государственной регистрации изменений в устав ДОУ, связанных с созданием на его базе учреждения другого типа, либо устава в новой редакции составляется по форме № Р14001, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя (раздел V), утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16.

Согласно подп. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, заявление удостоверяется подписью заявителя (в качестве которого, как правило, выступает руководитель ДОУ либо руководитель учредителя ДОУ), засвидетельствованной в нотариальном порядке.

Помимо заявления в налоговый орган предоставляются:

  • · решение учредителя о внесении изменений в устав ДОУ, связанных с образованием на его базе учреждения другого типа. Требования к оформлению такого решения изложены в письме МНС России от 07.02.2003 № ММ-6-09/172@ «О применении пункта 1(б) статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»»;
  • · устав в новой редакции реорганизованного ДОУ (устав бюджетного, казенного, автономного) либо изменения в устав дошкольного учреждения, связанные с созданием на его основе учреждения другого типа;
  • · квитанция об оплате государственной пошлины. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (части второй) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ), за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, взимается государственная пошлина в размере 20% от размера государственной пошлины, установленной за государственную регистрацию юридического лица, и составляющей на сегодняшний день 2000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Таким образом, за государственную регистрацию изменений в устав дошкольное учреждение обязано уплатить государственную пошлину в размере 400 руб.

Согласно письму МНС России от 25.12.2003 № 09-1-03/5891-АЦ386 «Об оформлении документов, представляемых при государственной регистрации», каждый документ, содержащий более одного листа, должен быть прошит и пронумерован. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте прошивки.

Государственная регистрация изменений в устав ДОУ, связанных с созданием на его базе учреждения другого типа, либо устава в новой редакции осуществляется налоговыми органами в течение пяти рабочих дней со дня предоставления им указанных выше документов.

Если учреждение уже создано и необходимо внести в его устав изменения и (или) дополнения, действуют те же правила. Но в этом случае регистрируется не устав учреждения, а лишь вносимые в него изменения и дополнения, которые после государственной регистрации являются неотъемлемой частью устава.

Представляем устав одного из дошкольных учреждений г. Москвы, проэкспертированный старшим научным сотрудником Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики» А.И. Вавиловым (приложение).

Приложение

Устав ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад № ___» г. Москвы

1. Общие положения

1.1. Ясли-сад № _____ создан на основании приказа Главного управления народного образования от __________ № _____.

Дошкольное учреждение зарегистрировано отделом по регистрации некоммерческих организаций департамента общественных и политических связей. Свидетельство о регистрации образовательного учреждения в Реестре № ___ от ________.

Устав дошкольного учреждения зарегистрирован отделом по регистрации некоммерческих организаций департамента общественных и политических связей __________ в Реестре за № _____.

Приказом Московского комитета образования от __________ № _____ дошкольное учреждение переименовано в ДОУ «Детский сад комбинированного вида № ___».

Приказом Московского комитета образования от __________ № _____ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № _____» переименовано в ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад комбинированного вида № _____».

Редакция № 2 устава ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад комбинированного вида № ___» зарегистрирована Московской регистрационной палатой _______, регистрационный номер _____. Межрайонной инспекцией МНС России № _____ по г. Москве __________ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером __________.

Приказом департамента образования г. Москвы от ________________ № _____ «О государственной аккредитации ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад комбинированного вида № ___»» ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад комбинированного вида № ___» переименовано в ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад № ___».

Редакция № 3 устава зарегистрирована с новым наименованием ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад № _____» __________ в Межрайонной ИФНС № _____ по г. Москве, ОГРН __________, ГРН __________.

ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад № _____» (далее – Учреждение) является государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

1.2. В своей деятельности Учреждение руководствуется Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании»), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении), законодательством РФ и г. Москвы, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между Учреждением и родителями (законными представителями), настоящим уставом.

1.3. Учредителем Учреждения и собственником его имущества является г. Москва. Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования г. Москвы (далее – Учредитель).

Вышестоящий орган, осуществляющий управление в сфере образования: _____________________ окружное управление образования департамента образования г. Москвы.

Отношения между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключаемым в соответствии с законодательством РФ.

1.4. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ.

Учреждение не несет ответственности по обязательствам Учредителя. Учредитель не несет ответственности по обязательствам Учреждения.

Учреждение имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в органах казначейства или финансовых органах г. Москвы.

Учреждение имеет круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, вывеску установленного образца.

1.5. Права юридического лица в части ведения уставной финансово­хозяйственной деятельности возникают у Учреждения с момента его регистрации.

1.6. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

1.7. Учреждение проходит лицензирование в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».

1.8. В Учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно­политических и религиозных движений и организаций (объединений). В Учреждении образование носит светский характер.

1.9. Учреждение исполняет обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с требованиями законодательства РФ. Персональная ответственность за проведение этой работы возлагается на заведующего Учреждением.

1.10. Полное наименование Учреждения: государственное образовательное учреждение города Москвы «Центр развития ребенка – детский сад № ___».

Сокращенное наименование Учреждения: ГОУ «Детский сад № ___».

Организационно-правовая форма: учреждение.

Тип: государственное бюджетное учреждение.

1.11. Местонахождение Учреждения: г. Москва.

Почтовый адрес и место хранения документов Учреждения: ___________________. По данному адресу размещается исполнительный орган – заведующий.

1.12. Учреждение обязано соблюдать принципы государственной политики в области образования.

2. Цели, задачи и предмет деятельности Учреждения

2.1. Целью Учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников Учреждения.

2.2. Основными задачами Учреждения является:

  • · охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • · обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • · воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных особенностей детей;
  • · осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • · взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • · оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

2.3. Предметом деятельности Учреждения является:

  • · реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое;
  • · реализация дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, художественно-эстетической направленности и др.);
  • · воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет;
  • · медицинская деятельность для реализации целей и задач учреждения;
  • · оказание платных дополнительных образовательных услуг.

2.4. Учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в т. ч. и иностранными.

2.5. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность:

  • · за выполнение функций, определенных уставом;
  • · реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • · качество реализуемых образовательных программ;
  • · соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
  • · жизнь и здоровье детей и работников Учреждения во время образовательного процесса.

2.6. Организация питания в Учреждении возлагается на администрацию Учреждения.

2.7. Медицинское обслуживание детей в Учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинское обслуживание может осуществляться штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за Учреждением, медицинским персоналом. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников Учреждения.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Содержание образовательного процесса в Учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования).

3.2. Воспитание и обучение детей в Учреждении ведется на русском языке.

3.3. Основной структурной единицей Учреждения является группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов.

Группы могут функционировать в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8–10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Количество групп в Учреждении определяется Учредителем исходя из их предельной наполняемости.

3.4. Предельная наполняемость в группах общеразвивающей направленности и в разновозрастных группах общеразвивающей направленности определяется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»».

3.5. Учреждение работает круглогодично по пятидневной рабочей неделе с 12-часовым пребыванием детей (с 07.00–19.00).

3.6. В Учреждении в установленном порядке при наличии необходимых материально­технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств) могут быть открыты группы кратковременного пребывания детей. Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от двух до пяти раз в неделю, от двух до пяти часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей).

3.7. Учреждение в установленном порядке при наличии условий вправе открывать структурные подразделения: центр игровой поддержки, консультативный пункт, семейный детский сад. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основании положений, разрабатываемых на основании примерных положений, утвержденных нормативными правовыми актами правительства Москвы и департамента образования г. Москвы. Положения о структурных подразделениях утверждаются заведующим.

3.8. Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы по следующим направленностям:

  • · художественно-эстетическая;
  • · научно-техническая;
  • · социально-педагогическая;
  • · военно-патриотическая;
  • · эколого-биологическая;
  • · спортивно-техническая;
  • · физкультурно-спортивная;
  • · культурологическая;
  • · естественнонаучная;
  • · туристско-краеведческая;
  • · социально-экономическая и иным.

3.9. Учреждение вправе оказывать следующие платные дополнительные образовательные услуги:

  • · логика и основы математики;
  • · развивающие игры;
  • · изобразительное искусство;
  • · танцевально-хореографическая деятельность;
  • · театрализованная деятельность;
  • · иностранный язык;
  • · обучение основам ИКТ;
  • · экологическое развитие;
  • · патриотическое воспитание (музейная педагогика, москвоведение);
  • · детский дизайн, конструирование и ручной труд;
  • · психологическая помощь;
  • · занятия с учителем-дефектологом;
  • · подготовка к обучению в школе.

3.10. Учреждение вправе оказывать следующие платные оздоровительные услуги:

  • · дыхательная гимнастика;
  • · оздоровительный массаж;
  • · кислородный коктейль;
  • · гидромассаж.

Платные дополнительные образовательные и оздоровительные услуги могут предоставляться в полном соответствии с перечнем и по отдельности в зависимости от возможностей Учреждения и потребностей родителей (законных представителей).

3.11. К платным образовательным услугам не относятся:

  • · снижение установленной наполняемости групп;
  • · деление групп на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
  • · реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • · подгрупповые и групповые занятия в рамках основной общеобразовательной программы.

Для предоставления платных дополнительных образовательных услуг в предусмотренных законодательством РФ случаях Учреждение обязано получить лицензию.

4. Комплектование Учреждения

4.1. Порядок приема в Учреждение определяет Учредитель.

4.2. В Учреждение принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет.

4.3. Прием детей в Учреждение осуществляется заведующим на основании путевки, выданной комиссией по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы департамента образования г. Москвы, по письменному заявлению родителей (законных представителей).

4.4. Родители (законные представители) при приеме в Учреждение предъявляют:

  • · документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей);
  • · путевку комиссии по комплектованию государственных образовательных учреждений;
  • · свидетельство о рождении ребенка (копия заверяется в Учреждении);
  • · медицинскую карту о состоянии здоровья ребенка.

При приеме детей Учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

4.5. Преимущественное право поступления имеют категории лиц, установленные законодательством РФ.

4.6. Между Учреждением и родителями (законными представителями) заключается договор, которым регулируются взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.

4.7. Отчисление детей из Учреждения проводится заведующим в следующих случаях:

  • · по заявлению родителей (законных представителей);
  • · при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего его дальнейшему пребыванию в учреждении;
  • · за неоднократные грубые нарушения условий договора между Учреждением и родителями (законными представителями).

4.8. Отчисление воспитанников оформляется путем расторжения договора с родителями (законными представителями).

5. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность Учреждения

5.1. Учреждение самостоятельно в соответствии с законодательством РФ и настоящим уставом осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Все имущество Учреждения находится в государственной собственности г. Москвы, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления органом, осуществляющим функции и полномочия собственника.

Полномочия собственника по поручению правительства Москвы осуществляет департамент имущества г. Москвы.

Перечни недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества и прочего имущества отражаются в паспорте имущественного комплекса, утверждаемом департаментом имущества г. Москвы по согласованию с Учредителем Учреждения.

Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Учреждение вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Недвижимым и особо ценным движимым имуществом Учреждение вправе распоряжаться только с согласия департамента имущества г. Москвы в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели и виды которые определены в разделе 2 настоящего устава.

Учреждение не вправе совершать сделки, последствиями которых является отчуж­дение или обременение имущества, закрепленного за ним, за исключением случаев, когда совершение таких сделок допускается федеральными законами.

Государственная собственность, закрепленная за Учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ.

5.2. Права Учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством РФ.

5.3. Земельные участки закрепляются за Учреждением в порядке, установленном законодательством РФ.

5.4. Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

5.5. Учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду имущества осуществляется при наличии предварительной экспертной оценки Учредителя в порядке, установленном законодательством РФ.

5.6. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) Учреждение не является получателем бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством РФ и г. Москвы в форме бюджетных субсидий.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется на основе нормативов финансовых затрат, утвержденных в установленном порядке.

5.7. Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ и нормативными правовыми актами г. Москвы.

Учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

5.8. Финансовые и материальные средства Учреждения, закрепленные за ним, используются Учреждением в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

5.9. Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом Учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в т. ч. иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

5.10. Привлечение Учреждением дополнительных средств, указанных в п. 5.9 устава, не влечет за собой снижение нормативов его финансового обеспечения за счет средств бюджета г. Москвы.

5.11. Для обеспечения своей деятельности Учреждение в установленном законом порядке вправе использовать полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности.

5.12. Учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

5.13. При оказании платных дополнительных образовательных услуг Учреждение руководствуется Правилами оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, Законом РФ «Об образовании» и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

5.14. Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, предусмотренной государственным заданием. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются в бюджет.

5.15. При оказании платных дополнительных образовательных услуг Учреждение заключает с потребителем договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг в письменной форме.

5.16. Учреждение обязано до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

5.17. Учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим уставом.

5.18. К предпринимательской деятельности Учреждения относятся:

  • · ____________________________________________________________;
  • · ____________________________________________________________.

5.19. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, ради которых оно создано, заданиям собственника и назначению имущества.

5.20. В своей предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Учреж­дение руководствуется законодательством РФ.

5.21. Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность Учреждения, если она наносит ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по данному вопросу.

5.22. Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с третьими лицами при условии, что они не противоречат действующему законодательству РФ и настоящему уставу.

5.23. Ведение бухгалтерского учета и статистического учета и отчетности Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

5.24. Учреждение устанавливает цены и тарифы на оказание услуг и выполнение работ на уровне рыночных с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материально-технической базы учреждения.

Ограничение права Учреждения на самостоятельное регулирование цен за выполняемые работы и услуги со стороны органов государственной власти и местного самоуправления не допускается.

5.25. Учреждение обязано:

  • · нести ответственность в соответствии с законодательством РФ и настоящим уставом за нарушение своих обязательств;
  • · отчитываться перед Учредителем и департаментом имущества г. Москвы за состояние и использование государственного имущества и денежных средств;
  • · возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безо­пасности производства, действующих санитарных правил и нормативов;
  • · обеспечивать своевременную выплату работникам заработной платы в полном объеме и проводить ее индексацию в соответствии с законодательством РФ и г. Москвы;
  • · обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
  • · осуществлять бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести экономическую и статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные законодательством РФ. За ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут ответственность, установленную законодательством РФ;
  • · согласовывать все сделки, связанные с распоряжением имуществом Учреждения, с департаментом имущества г. Москвы в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • · согласовывать с департаментом имущества г. Москвы и Учредителем списание имущества, имеющего остаточную стоимость, а также списание имущества, не имеющего остаточной стоимости (недвижимое имущество, объекты инженерного и коммунального назначения и транспортные средства);
  • · планировать деятельность Учреждения, в т. ч. и в части доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • · выполнять государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством РФ;
  • · обеспечивать гарантированные законодательством РФ минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников.

6. Порядок управления Учреждением

6.1. Учредитель:

осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью Учреждения;

осуществляет надзор и контроль за исполнением Учреждением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации;

осуществляет надзор за исполнением Учреждением законодательства РФ в области образования;

направляет обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства РФ в области образования и (или) настоящего устава;

утверждает устав Учреждения, изменения и дополнения к нему;

принимает решение о переименовании, ликвидации и (или) реорганизации Учреж­дения.

6.2. Управление Учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.

6.3. Общее руководство Учреждением осуществляет совет Учреждения.

6.3.1. В состав совета входят все педагогические работники.

6.3.2. Совет решает вопросы своей деятельности на заседании.

6.3.3. Заседания совета проводятся не реже одного раза в два месяца.

6.3.4. Заседания совета правомочны, если на них присутствовало не менее половины его состава. Решения совета считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих.

6.3.5. На заседаниях совета с правом совещательного голоса могут присутствовать все желающие работники Учреждения и родители (законные представители) воспитанников.

6.3.6. Совет Учреждения:

  • · определяет направление воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности Учреждения;
  • · устанавливает виды платных дополнительных образовательных услуг;
  • · принимает программы воспитания и обучения детей в Учреждении;
  • · рассматривает и утверждает методические направления работы с детьми в различных группах, а также все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;
  • · рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • · разрабатывает и утверждает типовой договор с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • · утверждает локальные акты в рамках своей компетенции.

6.4. Непосредственное руководство текущей деятельностью Учреждения осуществляет прошедший аттестацию заведующий.

6.4.1. Заведующий назначается и освобождается от занимаемой должности приказом начальника _________________ окружного управления образования департамента образования г. Москвы в соответствии с действующим трудовым законодательством на основании трудового договора, заключаемого на срок до пяти лет.

Заведующий осуществляет руководство Учреждением в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим уставом и несет ответственность за деятельность Учреждения.

6.4.2. Заведующий Учреждения:

  • · действует от имени Учреждения и представляет его в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности без доверенности;
  • · выдает доверенности;
  • · осуществляет формирование контингента воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • · издает приказы, распоряжения в рамках своей компетенции;
  • · планирует и организует работу Учреждения и образовательного процесса, осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса, отвечает за качество и эффективность работы Учреждения;
  • · разрабатывает программу развития Учреждения, представляет ее на утверждение совету Учреждения и организует ее реализацию;
  • · анализирует образовательные запросы и интересы родителей (законных представителей) и детей района;
  • · организует работу по исполнению решений вышестоящих органов управления;
  • · организует работу по подготовке Учреждения к лицензированию;
  • · готовит и представляет совету Учреждения письменный отчет по итогам учебного и финансового года;
  • · устанавливает и изменяет штатное расписание, в соответствии с трудовым законодательством РФ принимает на работу и увольняет педагогический и обслуживающий персонал Учреждения, определяет должностные обязанности работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства;
  • · устанавливает заработную плату работникам Учреждения, в т. ч. надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер их премирования;
  • · обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников и работников;
  • · осуществляет финансово-хозяйственную деятельность;
  • · в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с действующим законодательством РФ распоряжается имуществом и денежными средствами Учреждения, открывает счета в органах казначейства, обладает правом первой подписи финансовых документов, обеспечивает рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств;
  • · обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, учет и хранение документации, организует делопроизводство, ведение бухгалтерского учета и статистической отчетности;
  • · в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками Учреждения;
  • · решает другие вопросы деятельности Учреждения, не отнесенные к компетенции совета Учреждения и Учредителя.

7. Порядок изменения устава

7.1. Изменения и дополнения в устав принимаются общим собранием коллектива Учреждения и утверждаются Учредителем.

7.2. Изменения и дополнения в устав вступают в силу после их государственной регистрации в установленном законом порядке.

8. Права и обязанности участников образовательного процесса

8.1. Участниками образовательного процесса Учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники и иные работники Учреждения.

8.2. Взаимоотношения между Учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в Учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в Учреждении.

8.3. Каждый воспитанник имеет право:

  • · на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
  • · удовлетворение потребности в общении;
  • · развитие своих творческих способностей и интересов;
  • · защиту своего достоинства;
  • · защиту от всех форм психического и физического насилия.

8.4. Родители (законные представители) воспитанников имеют право:

  • · принимать участие в работе совета Учреждения;
  • · вносить предложения по улучшению работы с детьми;
  • · требовать выполнения Учреждением обязанностей по уходу, охране и укреплению здоровья, воспитанию и обучению ребенка в условиях и форме, предусмотренных договором;
  • · консультироваться с педагогическими работниками Учреждения по проблемам воспитания и обучения;
  • · вносить предложения по организации платных дополнительных услуг.

8.5. Родители (законные представители) воспитанников обязаны:

  • · заложить основы интеллектуального, нравственного, физического развития ребенка в младенческом возрасте;
  • · своевременно оплачивать содержание ребенка в Учреждении;
  • · своевременно ставить в известность Учреждение о возможном отсутствии ребенка или его болезни;
  • · выполнять условия договора с Учреждением.

8.6. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников определяются договором, заключенным с Учреждением.

8.7. Педагогические работники Учреждения имеют право:

  • · на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • · свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной Учреждением;
  • · повышение квалификации;
  • · аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
  • · предоставление длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;
  • · сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, досрочную трудовую пенсию, социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ;
  • · участие в самоуправлении Учреждением.

8.8. Работники Учреждения обязаны:

  • · соблюдать требования устава, правила внутреннего трудового распорядка;
  • · соответствовать требованиям должностных характеристик;
  • · выполнять условия трудового договора;
  • · заботиться о защите прав и свобод воспитанников, уважать права их родителей (законных представителей);
  • · охранять жизнь и здоровье детей;
  • · защищать ребенка от всех форм физического и психологического насилия;
  • · уважать честь и достоинство воспитанников их родителей (законных представителей);
  • · сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка.

8.9. Педагогические работники и иные работники Учреждения в обязательном порядке проходят периодические медицинские обследования, которые проводятся за счет средств Учредителя.

9. Порядок комплектования персонала

9.1. Для работников Учреждения работодателем является данное учреждение.

К педагогической деятельности в Учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

9.2. К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • · лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • · имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • · имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • · признанные недееспособными в порядке, установленном гл. 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ;
  • · имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

9.3. Отношения работника и Учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить трудовому законодательству РФ.

9.4. Учреждение устанавливает заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда.

9.5. Дополнительными основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

  • · повторное грубое нарушение устава Учреждения в течение года;
  • · применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над воспитанниками.

10. Международная деятельность

10.1. Учреждение вправе устанавливать прямые связи с иностранными организациями.

10.2. Учреждение вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ.

11. Перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность Учреждения

11.1. Для обеспечения уставной деятельности Учреждение вправе принимать следующие виды локальных актов:

  • · распоряжение;
  • · приказ;
  • · решение;
  • · инструкция;
  • · расписание;
  • · график;
  • · правила;
  • · план;
  • · распорядок;
  • · договор;
  • · положение;
  • · иные локальные акты, принятые в установленном порядке и в рамках имеющихся у Учреждения полномочий.

11.2. Локальные акты не должны противоречить законодательству РФ и настоящему уставу.

12. Изменение типа, реорганизация и ликвидация Учреждения

12.1. По решению Учредителя может быть изменен тип Учреждения на автономное или казенное. Изменение типа не является реорганизацией.

Учреждение может быть реорганизовано путем присоединения, выделения, слияния и разделения.

12.2. При реорганизации Учреждения в форме выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к Учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, а также создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа Учреждения, Учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии до окончания срока ее действия.

При изменении статуса (типа) Учреждения или его реорганизации в иной не указанной в абзаце первом настоящего пункта форме лицензия утрачивает силу, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

12.3. Ликвидация Учреждения может осуществляться:

  • · по решению Учредителя;
  • · по решению суда в случае осуществления Учреждением деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законодательством РФ, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

12.4. Ликвидация считается завершенной, а Учреждение – прекратившим свое существование с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

12.5. Ликвидация Учреждения производится ликвидационной комиссией, назначенной Учредителем, а в случаях прекращения деятельности Учреждения по решению суда или арбитражного суда – ликвидационной комиссией, назначаемой этими органами.

12.6. При ликвидации имущество Учреждения используется в уставных целях или передается в бюджет г. Москвы.

12.7. При реорганизации Учреждения все документы передаются в соответствии с установленными правилами учреждению-правопреемнику. При ликвидации документы передаются в ГУ «Центральный объединенный архив учреждений системы образования г. Москвы» департамента образования г. Москвы.

 

П.В. Гулидов,

юридический консультант информационного центра

«МЦФЭР Ресурсы образования»

Дата размещения: 13.10.2011

Источник: Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 11, 2011 года