МКУ "Лужский ИМЦ" — Вашарина Ю.Е. Аттестация:что было, что будет?
Главная / Без рубрики / Вашарина Ю.Е. Аттестация:что было, что будет?

Вашарина Ю.Е. Аттестация:что было, что будет?

Новая система аттестации педагогических и руководящих работников образования еще не начала действовать, а уже вызвала огромное количество вопросов и опасений. Подробнее…

Аттестация:что было, что будет?

Вашарина Ю.Е.

зав. кафедрой общественных дисциплин

МОУ «Ульяновский городской лицей» при

УлГТУ, координатор сообщества

«Готовим(ся) к экзаменам, аттестации, конкурсам»

Новые правила аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений вступают в действие с 1 января 2011 года. Пока же многие аспекты Положения «0 порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» остаются непонятными. В Министерстве образования и науки готовятся методические рекомендации по проведению аттестации, но вопросы возникают уже сейчас. И первыми с вопросами учителей о новом порядке аттестации столкнутся директор и завучи. Руководители обязаны объяснить основные принципы своим работникам. Попробуем вместе разобраться с тем, что день грядущий нам готовит. Сравним для этого основные пункты старого Положения «0 порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. 1908 «Обутверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работ-ников государственных и муниципальных образовательных учреждений» с изменениями от 6 августа 2009 г.) и нового Положения «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»).

Обсуждение нового порядка аттестации на портале «Сеть творческих учителей» выявило его наиболее спорные моменты. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы новой системы аттестации для руководителя учебного заведения.

Итак, первый вопрос — о добровольности участия в аттестации.

По старому Положению: «1.4. Основными принципами аттестации являются: добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников; обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию».

По новому Положению: «17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей)».

Начнем с поиска позитива.

Плюсы: сколько раз можно было услышать, что педагог не хочет аттестоваться, мол, мне и так хорошо! Знакомая многим ситуация. А каждый администратор заинтересован в высоких категориях педагогов: для аттестации и аккредитации учебного заведения, для работы с родителями, для рекламыучеб-ного заведения; в наше рыночное время это немаловажный фактор. Если педагог отказывался пройти аттестацию, то, по старому Положению, администратор не вправе был применить какие-либо меры. Не захотел педагогический работник подать заявление — и не подал. Это его право. Просто он лишается квалификационной категории, его оплата труда идет только с учетом образования и стажа педагогической работы. Новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Теперь, по новому Положению, несмотря на стаж и возраст, все работающие педагогические работники обязаны пройти аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности. На первую и высшую категорию можно аттестоваться пожеланию. Аттестация на категорию будет включать в себя аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности, то есть состоять из двух этапов.

Ну а если аттестация педагогическим работником не пройдена или он не хочет ее проходить? Каковы действия администрации в этом случае?

По старому Положению: «4.2. В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные настоящим Положением».

По новому Положению «24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации)».

Плюсы: в связи с оптимизацией и сокращением штатов перед директором встает вопрос о необходимых сокращениях педагогических работников. Новый порядок аттестации дает директору возможность наиболее «безболезненно» (конечно, процесс сокращения ВСЕГДА проходит болезненно) для учебного процесса проводить эту работу.

Минусы: «Внимательно прочитала все сообщения и пришла к выводу, что мне очень повезло в том, что не надо больше думать о вопросах аттестации. В этом учебном году я прошла аттестацию в последний раз! Срок ее действия 5 лет, а я собираюсь покинуть школу вместе со своими учениками через 3 года». (Из переписки на форуме сообщества «Готовим (ся) к экзаменам, аттестации, конкурсам»).

Следовательно, из школы могут уйти педагоги высокой квалификации, не выработавшие свой ресурсный потенциал, но имеющие предпенсионный или пенсионный возраст, которые боятся сложностей, связанных с новым порядком прохождения аттестации. Что в этих условиях может сделать администрация школы? Во-первых, нужно хорошо организовать подготовку к аттестации в своем учебном заведении. Нельзя оставлять педагога «один на один» с аттестационной комиссией. Во-вторых, педагог должен чувствовать поддержку и заинтересованность администрации в том, чтобы его категория была подтверждена. В-третьих, административные работники, занимающиеся преподавательской деятельностью, проходят аттестацию дважды: как администратор и как учитель. Тем, кто проходит ее честно, не позавидуешь: это очень тяжело. Но иногда на практике применяется так называемый административный ресурс, и администраторы, которые не проводят открытых уроков, не имеют победителей предметных олимпиад, легко получают высшую категорию. Видимо, когда новые правила начнут действовать, сделать это будет не так просто. Итак, аттестация в вашей школе должна проходить под лозунгом «Один за всех и все за одного!».

По новому Положению администрация получила больше прав, но и больше возможностей для конфликтов в коллективе, так как основанием для проведения аттестации является теперь представление работодателя.

По старому Положению: «2.1. Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника. Представление иных документов не требуется».

По новому Положению: «20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под расписку не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя».

Плюсы: в представлении должна быть объективная оценка деятельности педагога. Курсы повышения квалификации должны быть обязательно пройдены в межаттестационный период. Волей-неволей педагогу придется собирать свою «папку достижений», активно принимать участие в конкурсах, проводить мастер-классы и т.д.

Минусы: работник может не согласиться с оценкой его деятельности администрацией. К сожалению, довольно часто представление на категорию дается руководителем исходя из принципов «лояльности». Таким руководителям надо быть готовым к тому, что все чаще работники будут защищать свои права при помощи профсоюзной организации и даже прокуратуры.

Очень важным является вопрос о второй квалификационной категории.

По старому Положению: «1.2. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий» (Приложение к Приказу Минобразования России от 26 июня 2000 г. 1908).

По новому Положению «2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности».

Плюсы: в новом Положении речь идет только о первой и высшей квалификационных категориях. При лицензировании, аккредитации, аттестации подаются сведения о педагогах, их квалификации. Таким образом, это хороший стимул для администрации: необходимо создавать такие условия в коллективе, чтобы педагог хотел и мог подтвердить или повысить свою категорию.

Минусы: исчезла вторая квалификационная категория. Поскольку квалификационные категории присваиваются сроком на пять лет, то те, кто аттестовались до вступления нового Положения в силу, сохраняют свою вторую категорию (если не будет каких-либо уточнений по этому пункту). А вот те педагоги, которые подают документы на аттестацию в следующем учебном году, должны иметь в виду отсутствие этой категории.

Пожалуй, одним из самых обсуждаемых вопросов на форумах педагогических сообществ стал вопрос об аттестации после декретного отпуска.

По старому Положению: «16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием» (Письмо Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 7 февраля 2003 г. 03-8ин/22-03/11).

По новому Положению «18. Аттестации не подлежат: педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков».

Плюсы: можно не проходить обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности в течение двух лет, что особенно важно для молодого специалиста, который еще не успел собрать весомое портфолио.

Минусы: новый документ, конечно, требует пояснений и уточнений. Например, четко не прописан пункт о сохранении квалификационной категории после выхода из декретного отпуска. К сожалению, нет пояснений о возможности досрочной добровольной аттестации.

«Я буду находиться в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. После выхода на работу аттестация по плану уже на следующий год! Мне продлят срок аттестации или за год нужно будет успеть подготовиться? А если сидеть три года, то два я буду работать по предыдущей категории?»

«Когда я выйду из отпуска по уходу за ребенком, то какая квалификационная категория у меня тогда будет? Та, которая была до декрета, или вообще без категории останусь ? И почему нельзя аттестоваться в течение 2лет?» (Из переписки на форуме сообщества «Готовим (ся) к экзаменам, аттестации, конкурсам».)

В новом документе нет конкретного упоминания о возможности добровольной аттестации после декретного отпуска. Нет в нем и указаний о сохранении ранее существующей категории. Поэтому в трактовке пункта 18 не может не быть некоторой неясности. Но поскольку у женщины, находящейся в декретном отпуске, общий стаж сохраняется, то, скорее всего, педагог, выйдя из декрета, сохранит свою прежнюю категорию и будет иметь право досрочно аттестоваться. Точные пояснения к этому пункту будут, вероятно, в сентябрьских методических указаниях.

Плюсы и минусы нового порядка аттестации… Чего больше? Сложно ответить однозначно. Поживем — увидим. Но один несомненный плюс у нового Положения есть — это единообразие требований к аттестации во всех регионах РФ. И это ОЧЕНЬ большой плюс.

Нормативно-правовая база аттестации:

  • Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1(ред. от 27.12.2009) «Об образовании»(с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010№ 209 «0 порядке аттестации педагогических работников государственныхи муниципальных образовательных учреждений» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26.04.2010 № 16999)•«

  • Трудовой кодекс РФ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

  • Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908 «Обутверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Журнал «Директор школы «№8 за 2010 год стр.36