МКУ "Лужский ИМЦ" — Васильева М.Г. Звуки в нашей жизни. Внеурочное занятие
Главная / Без рубрики / Васильева М.Г. Звуки в нашей жизни. Внеурочное занятие

Васильева М.Г. Звуки в нашей жизни. Внеурочное занятие

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Володарская средняя общеобразовательная школа»

Учитель биологии, химии,

 классный руководитель 6-ого класса

Васильева М.Г.

Внеурочное занятие в 6-м классе «Звуки в нашей жизни»

Презентация: Проект. Звуки в нашей жизни

Звук водопада

  1. 1.                   Далее слово учителя.   Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я с большой радостью приветствую вас здесь, в этом классе, и очень надеюсь, что наше занятие, пусть небольшое, всего 45 минут, позволит нам немножко лучше понять мир, который нас окружает.
  2. 2.                    Вначале я попрошу вас посмотреть видеосюжет. Внимание на экран. (Девушка во льдах играет на скрипке) (без звука).

- Скажите, пожалуйста, вам понравился этот сюжет?

-Может быть, вы хотите сделать какие-то комментарии по поводу увиденного? Согласились бы вы смотреть этот сюжет целый час? Почему?

- Не было звука, и поэтому, когда смотрим на девушку, мы видим красоту окружающего ее царства льда, нам не хватает звуковой окраски.

Просмотр видео со звуком.

  1. 3.                   Конечно, теперь, когда мы включили звук, просмотр сюжета дает нам полное представление о том, что мы видим, потому что наши органы чувств работают сообща. И вот теперь мы можем сформулировать тему нашего занятия.

Сегодня мы говорим о мире звуков.

  1. 4.                    Мы живем в мире звуков…Все привыкли слышать и слушать различные звуки с самого рождения. Учеными доказано, что даже в утробе матери на последних месяцах беременности ребенок слышит звуки, доносящиеся извне. Когда люди еще не могли использовать членораздельную речь, общение с помощью звуков все равно имело серьезное значение в жизни целых общин. Люди предупреждали друг друга с помощью звуков об опасности, выражали чувства восхищения, страха, нежность.
  2. 5.                   Из отдельных звуков, воспроизводимых голосовыми связками человека, состоит наш язык. Он предназначен для общения людей, без которого человек не смог бы эволюционировать в разумное существо. Звуки имеют огромное значение для каждого человека, да и для каждого существа, имеющего органы слуха. Без этих неравнодушных помощников наша жизнь была бы значительно тяжелее и намного скуднее.
  3. 6.                   Я хочу вам предложить поиграть в знакомую вам игру «Ассоциации». Включаю музыку, а вы в группе напишите на листке 4 ассоциации, которые приходят в голову. Три слайда.

(слова читаются).

Вывод: Вот видите, любые звуки вызывают у нас какие-то образы, воспоминания, и мы это объясним тем, что звуки имеют весьма серьезное значение.

  1. 7.                   Чтобы лучше понять, что такое звуки и какую роль они играют они в нашей жизни, давайте немного познакомимся со строением нашего органа слуха. (видео «Анатомия человека. Слух».) Обсуждение. Из данного видеосюжета вам не все понятно, но когда вы придете в 8 класс и будете изучать анатомию человека, мы снова вернемся к этой теме, и вы хорошо поймете все тонкости строения органа слуха. Для данного урока нам с вами будет достаточно понимать, что звук- это колебания воздуха, звуковая волна проходит через слуховой канал, через барабанную перепонку проникает в среднее ухо на систему слуховых косточек, далее заставляет колебаться жидкость внутреннего уха и через нерв достигает участка коры, где звук распознается.
  2. 8.                  А теперь, я думаю, мы с вами готовы обсудить результаты нашей работы. Вы провели небольшое исследование в нашей школе с целью выяснить, как звуки влияют на человека.

Актуальность выбранной темы: звуки играют в нашей жизни огромную роль; ученики очень часто слушают музыку и в школе, и вне ее, и мы предположили, что она влияет на психологическое и эмоциональное состояние человека.

Гипотеза: звуки влияют на наше самочувствие и  успеваемость, настроение и поведение.

В ходе нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Классифицировать звуки, исходя из источника их возникновения.

2.С помощью интернет — ресурсов изучить влияние звуков на организм человека и применение звуков в медицине.

3.Провести собственное исследование влияния звуков на человека, его настроение и поведение.

4.Разработать некоторые рекомендации для учащихся школы по применению и использованию звуков в нашей жизни.

Для того, чтобы получить наиболее полное представление о мире звуков и изучить их,  мы разделили все звуки на 3 группы по источнику их возникновения:

  1. Музыкальные звуки.
  2. Звуки природы.
  3.  Шумы.

Чтобы более эффективно провести исследование, мы разбились на 3 группы. 1 группа изучала музыкальные звуки, 2 группа – звуки природы, 3 группа – шумы.

Каждая группа решала в ходе эксперимента задачи  изучения  влияния звуков на организм человека и проводила исследование этого влияния.

После окончания работы мы разработали некоторые рекомендации для учащихся школы с целью сохранения психического и физического здоровья.

А сейчас я прошу выйти 1 группу и познакомить нас со своей работой.

Выступление 1 группы.

Первая группа.

1 ученик.

Мы с помощью интернет – ресурсов познакомились с понятием «музыка» и ее характеристикой. Музыке отводится особая роль. Многие музыкальные произведения способны передать порой гораздо больше эмоций, нежели целый текст. У каждого человека есть любимый стиль музыки.  Назовем некоторые из них (Давыдов Иван).

2 ученик.

Почему же разным людям нравится разная музыка, и как она влияет на нашу жизнь? Ведь многие люди объединяются даже в большие сообщества, музыка настолько связывает людей, строит особую субкультуру, меняет взгляды на многие вещи, формирует стиль одежды, стиль общения, стиль всей жизни. Разная музыка имеет неодинаковое влияние на человека (Иванов Илья).

3 ученик.

Музыка близко связана с медициной. Уже давно обнаружили, что музыка Баха, Бетховена, Моцарта и других классиков оказывает чудесное действие на людей, даже иногда излечива­ет от болезней. Существует даже специальное направление в современной медицине – орнитотерапия (Сергей Заручевский.)

4 ученик.

Мы провели анкетирование в средних и старших классах и сформулировали следующие вопросы.

. Какой стиль музыки вы предпочитаете слушать?

2. Вы слушаете музыку громко или тихо?

3. В какое время дня вы слушаете музыку?

4. Как действует музыка на ваше настроение?

5. Вам пела мама колыбельные песни?

6. Сколько песен у вас в аудиозаписях?

На основании результатов мы построили диаграммы. (Михайлов Гоша). Чтение диаграмм.

1 группа садится. Я прошу остальных взять на столе бланки с критериями оценивания работы 1 группы и заполнить их.

Слово предоставляется 2 группе. (к доске выходит 2 группа)

Вторая группа.

  1. Ученик.

Для всех живых организмов звук является одним из видов воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуков  дает время животным  оценить  их характер и ответить на эти звуки.

Человек на генетическом уровне связан с музыкой. Ведь самые различные звуки в нашей жизни складываются в мелодии. (Яна Купрова).

2 ученик.

Влияние звуков природы на человека. Различные звуки, которые мы слышим в природе, влияют на нас, наше настроение (Иванов Илья).

. 3 ученик.

Звуки природы можно также использовать в нашей жизни.

4 ученик.

  Для того чтобы выяснить, как влияют звуки природы на человека, мы составили вопросы для анкетирования учащихся школы.

Ò    1. Как действуют звуки природы на вас?

Ò    — успокаивают

Ò    -раздражают

Ò    -вызывают состояние счастья

Ò    — я не обращаю на них внимания.

Ò    2. Выберите из списка звук, который вам нравится больше всего:

Ò    — костер

Ò    -ручей

Ò    -дождь

Ò    -чириканье воробьев

Ò    -сверчок

Ò    -стук копыт лошади

Ò    -мурлыканье кошки.

4 ученик дает характеристику диаграмм (Марина Артемьева)

 

  1. 1.                  Шум.

1 ученик. (Вика Карсакова)

О негативном влиянии громкого звука на человека люди догадались давно, не вникая в природу звука. Об этом говорит тот факт, что в средние века существовала казнь «под колокол», звон которого убивал приговоренного. Из истории известен такой случай, когда в 1239 году татарское войско овладело столицей аланского княжества Кыркер благодаря шуму. Аланы находились в неприступном городе-крепости и успешно отражали все атаки нападающих татар. Тогда атакующие решили взять город шумом. Каждый воин должен был неустанно стучать в металлические предметы. Много дней и ночей продолжался оглушительный шум. Надолго лишенные сна и покоя защитники не выдержали этой психической атаки, измученные шумом уснули. Орды завоевателей, не участвовавшие в операции «шум», овладели городом

Под шумом понимают комплекс звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека, мешающих его работе и отдыху.

 

Внезапный и громкий шум вызывает сужение сосудов и, как следствие, повышение артериального давления. Резкие звуки оказывают на наш организм более вредное воздействие, чем слабые – монотонные, ритмичные.

Шум — причина нервных расстройств;

Шум – это причина ослабления слуха;

Ослабление слуха – это защитная реакция нашего организма. Поначалу человек перестает слышать высокие звуки, затем все хуже слышит и речь. Развивается тугоухость. Медицинская статистика свидетельствует, что сейчас жители крупных городов теряют остроту слуха уже с 30 лет, хотя в норме это должно происходить не ранее 60 лет. Причин для этого несколько. Основная причина в том, что шум, создаваемый транспортом (трамваи, троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы), влияет на снижение слуха.  Например, долгие и частые поездки в метро также опасны для слуха.

Нельзя сбрасывать со счетов и бытовой шум. Существенный вклад в его создание вносит бытовая техника: стиральные машины, пылесосы, холодильники.

80% бытового шума создают радиоэлектронные приборы: телевизоры, магнитофоны, музыкальные центры.  В настоящее время источниками шума являются: (Карсакова Вика)

2 ученик.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. На слайде мы выделили слова красным цветом, потому что этот цвет — сигнал тревоги. (Кинькова Надя)

3                    Ученик.

Воздействие шума не проходит для организма бесследно; подобно яду, накапливаются в организме его последствия, поэтому необходимо ослабить влияние шума на человека. Мы перечислим некоторые способы борьбы с шумом. (Федоров Артем)

4 ученик

Чтобы исследовать, как шум действует на человека, мы составили для анкетирования следующие вопросы

1. Как у вас изменяется настроение, когда вы слышите шум?

2. Какие звуки вызывают у вас раздражение?

3. Как вы поступаете, когда шум становится навязчивым?

4 ученик дает характеристику диаграмм. (Левчук Степан)

 

После окончания исследования мы сформулировали выводы:

Ò    1. Ученики нашей школы в течение дня довольно продолжительное время слушают музыку.

Ò    2. Большинство ребят предпочитают слушать громкую музыку или музыку через наушники.

Ò    3. Различные звуки по-разному влияют на настроение учащихся.

Ò    4. Звуки природы вызывают у учащихся положительные эмоции.

Ò    5.Шум в целом негативно влияет на настроение учеников, вызывая утомление в конце дня.

 

И предложили ряд рекомендаций, чтобы уменьшить негативное влияние звуков на организм учащихся и показать, как правильно использовать звуки в нашей жизни.

Ò    . Для психического и физического здоровья полезнее классическая музыка Бетховена, Моцарта, Баха.

Ò    2. Не слушайте громкую музыку долгое время.

Ò    3. Слушайте музыку природы.

Ò    4. Используйте наушники при прослушивании музыки ограниченное время.

Ò    5. При шумовых эффектах защищайте уши.

  1. 9.                  Таким образом, все задачи, которые мы ставили перед собой, выполнены.

Мы убедились, что звуки мира очень сильно влияют на наше самочувствие и на успеваемость, настроение и поведение.

Учитель. А теперь, уважаемые участники нашего занятия, я прошу вас взять нотки, которые находятся рядом с вами на столах, и прикрепить их на нотный стан в соответствии со степенью полезности услышанной на уроке информации.

Критерии по степени важности информации: (написать на доске)

  1. Если вам была очень важна информация. – 5 линейка
  2.  Если информация для вас была важна – 4 линейка.
  3. Информация для вас была полезна – 3 линейка.
  4. Информация для вас была нейтральной – 2 линейка.
  5. Информация вам была вредна – 1 линейка.

Вывод:

А теперь давайте посмотрим, где находятся ваши нотки.

Я вам желаю, чтобы ваша жизнь была насыщена приятными для вас звуками, чтобы у вас было всегда хорошее настроение. Но в жизни бывают и трудные моменты; пусть тогда хорошая музыка и звуки природы придут вам на помощь.

И завершим мы наш урок музыкальной шуткой. Что бы мы делали без музыки? Она погружает нас в мир мечты и фантазий, помогает в повседневности увидеть «обыкновенное чудо»

Ученики исполняют песню «Розовый слон» и дарят гостям рисунки с розовым слоном мечты.