МКУ "Лужский ИМЦ" — Внеурочная деятельность в начальной школе
Главная / Без рубрики / Внеурочная деятельность в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе

 

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по направлениям развития личности (спортивные кружки, секции, растим патриотов, предметные кружки, музыкальные кружки, театральная студия, социальная работа, проектная деятельность) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными. Сумма недельных часов, рекомендуемых к реализации, может быть не равна 10. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов по базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы распределения часов по годам обучения, формированию и наполняемости групп. Не рекомендуем посещение ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в 3 (трех) детских объединениях. Важно, чтобы сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 10 часов в неделю (на класс).

Учебные предметы, классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

40

Спортивные кружки, секции

2

2

2

2

8

Растим патриотов

2

2

2

2

8

Предметные кружки

2

2

2

2

8

Музыкальные кружки, театральная студия

2

2

2

2

8

Социальная работа

1

1

1

1

4

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Кроме того, во внеурочной деятельности могут быть реализованы направления: художественно-эстетическое (изобразительное творчество, прикладное творчество и др.); научно-техническое (начальное техническое творчество, конструирование, технические виды спорта, информатика и вычислительная техника), туристско-краеведческое (туристско-краеведческая направленность для младшего школьного возраста, туристско-краеведческая – для среднего и старшего школьного возраста) и эколого-биологическое (эколого-биологическая направленность для младшего школьного возраста, эколого-биологическая – для среднего и старшего школьного возраста)1.

При реализации дополнительных образовательных программ по данным направлениям в образовательном учреждении необходимо осуществлять лицензирование образовательной деятельности2.

Внеурочная деятельность по направлениям: растим патриотов, предметные кружки, социальная работа, проектная деятельность может проводиться учителями начальных классов, а по направлениям: спортивные кружки, секции, музыкальные кружки, театральная студия – учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей, тренерами-преподавателями, хореографами, концертмейстерами и другими. Механизмы взаимодействия могут быть различными и определяются образовательным учреждением самостоятельно3:

внеурочная деятельность может быть организована учителями школы, если они имеют необходимую квалификацию;

к организации занятий могут привлекаться работники дополнительного образования детей, сельского клуба, дворца культуры и спорта и т.д. в этом случае они являются работниками школы на условиях совместительства или почасовой оплаты.

При организации внеурочной деятельности обучающихся, если отсутствует необходимая материально-техническая база в общеобразовательном учреждении, необходимо использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. Механизмы взаимодействия могут быть различными, но должна быть исключена двойная оплата труда (в школе и в учреждении дополнительного образования детей), выстроены (при необходимости) договорные отношения (если используются не только школьные ресурсы), обеспечена ответственность за жизнь и здоровье детей. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных и профильных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Внеурочная деятельность организуется в режиме школы полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

Образовательное учреждение, работающее в режиме школы полного дня, обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе.

Школа полного дня обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся в течение дня.

Школа полного дня создает более полные по сравнению с общеобразовательной школой условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека.

Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных процессов.

Школа полного дня функционирует с 8 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. На обед и динамический час выделяется специальное время. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся (посещение спортзала, прогулка, игры в классе, отдых и т.д.).

Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.

В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени — не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов.

Наилучшим сочетанием видом деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее)4.

Если первая часть режима (уроки) остается стабильной, то вторая является достаточно гибкой и подвижной, включает в себя индивидуальные режимы занятий обучающихся и при этом соответствует целевой программе конкретного варианта режима полного дня в данном образовательном учреждении.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана5.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:

в 1 классе один час занятий 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений;

во 2—4 классах —45 минут, если занятия спаренные – 90 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебные недели.

В каждом образовательном учреждении, реализующем ФГОС, рекомендуем создать банк образовательных программ внеурочной деятельности. Рекомендуем внести в банк примерные программы внеурочной деятельности, рекомендованные серией «Стандарты второго поколения»6, типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ7, авторские образовательные программы для системы дополнительного образования детей, вошедшие в сборники по итогам областных конкурсов авторских образовательных программ8, а также авторские образовательные программы, утвержденные областным координационным советом по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. Данный перечень программ является основой для разработки Рабочих программ по направлениям внеурочной деятельности.

Образовательная программа внеурочной деятельности разрабатывается в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и утверждается директором образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы9:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительную записку.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание изучаемого курса.

  5. Методическое обеспечение.

  6. Список литературы.

1 См. Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей). Письмо МОиН РФ от 19.10.2006 № 06-1616

 

2 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 г. Москва «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» Опубликовано 10 апреля 2009 г. Вступает в силу 1 июля 2009 г.

 

3 См. Приказ Минобрнауки №373 от 6 октября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приложение к приказу, ст.19.3

4 См. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

 

5 См. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (р.III, п.27).

6 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

7 Например: Музыка. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. Просвещение. 1986. – 397 с.; и Спортивные кружки и секции. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. Просвещение. 1986. –429 с. т.д.

8 Сборник авторских программ дополнительного образования детей. Практическое пособие / Состав. Н.В. Екимова. – Белгород: Издательский центр ООО «Логия» — 2006. – 354с.; Сборник авторских образовательных программ. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования детей / Состав. Н.В. Екимова. – Белгород: Изд. ООО «ГИК» — 2008. – 271с.

 

9 См. Примерные требования к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнаукн России от 11.12.2006 №06-1844).