МКУ "Лужский ИМЦ" — Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка
Главная / Без рубрики / Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка

Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка

Еще совсем недавно о детской одаренности говорили только как о выдающихся успехах ребенка в музыке, спорте и т.д. Преобразования, произошедшие в науке, и целый ряд исследований, посвященный данной проблематике, за последнее десятилетие, изменили отношение к учащимся, проявляющим нестандартные способности.

С одаренностью ребенка можно встретиться в двух ситуациях:

1. «благополучная» одаренность, органично вписывающаяся в жизнедеятельность;

2. одаренность как проблема самого ребенка или окружающих взрослых, вызывающая множество сложных социально-педагогических и внутриличностных противоречий.

Итак, у одаренных детей имеются свои «минусы». Негативными сторонами являются следующие качества личности:

• эгоцентризм и неспособность разделить точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;

• неприязнь к школе, если учебная программа скучна и не интересна;

• отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, не умеет принимать участие в коллективных спортивных играх;

• отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника; стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора;

• стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;

• стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними.

Все эти перечисленные черты характера одаренного ребенка могут вызывать неприязнь у сверстников. Капризы и упрямство гораздо острее проявляются именно у таких детей; они не умеют и не любят преодолевать повседневные учебные трудности, могут быть «зазнайками» и тщеславными, излишне «разбросанными» по интересам.

Безусловно, очень много зависит от занимаемой позиции родителей в воспитании одаренного ребенка. По мнению О. М. Дьяченко, подавляющее большинство одаренных детей (87 %) воспитывалось в полных семьях с преобладанием эмоционально теплых взаимоотношений. В такой семье ребенка любили и оценивали как уникальную личность, нуждающуюся в понимании и заботе. Распространенный факт (70 % случаев), когда в семье живет кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры.

Одаренные дети растут также и в неблагополучных семьях (13 % случаев), с нарушенными эмоциональными связями, что может быть вызвано агрессивностью и негибкостью отцов — с одной стороны, или же с холодностью и отстраненностью матерей — с другой.

Социализация одаренного ребенка во многом зависит от родительского воспитания и общения с ним. Существуют две крайности:

1) игнорирование и подавление высокого уровня познавательной и творческой активности;

2) искусственное ускорение развития, чрезмерные требования со стороны родителей. И в обоих случаях присутствует явное или подсознательное ожидание высоких результатов ребенка. Такие особенности воспитания лишь вызывают проблемы в развитии ребенка. Страх не соответствовать требованиям, возросшая тревожность, проявления агрессии, эмоциональные расстройства — вот небольшой список того, к чему приводит описанная позиция родителей.

Поэтому взрослым (педагогам и родителям) необходимо быть не только сдержанным в осуждении неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций. Роль школьного психолога в сложившейся ситуации состоит в том, чтобы своевременно проводить просветительскую, консультативную работу по принятию взрослым одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Уже само понимание родителями особенностей собственного ребенка позволяет часто снять ряд проблем.

Эффективно организовать работу с родителями поможет ряд целенаправленных мероприятий, структуру и насыщенность которых в праве определять социально-психологическая служба и администрация школы. Предлагаем ряд мероприятий по организации совместной деятельности психологической службы и родителей.