МКУ "Лужский ИМЦ" — Яркова Т.П. Организационно-методические основы введения ФГОС
Главная / Без рубрики / Яркова Т.П. Организационно-методические основы введения ФГОС

Яркова Т.П. Организационно-методические основы введения ФГОС

Яркова Татьяна Петровна,

директор МОУ «Толмачевская средняя школа»

 

В Лужском районе с 1 сентября 2010 три школы стали «пилотными» по введению стандартов второго поколения в рамках инициативы «Наша новая школа», в том числе и Толмачевская средняя школа.

Ребенок пришел в школу, а мы уже приготовили его будущий портрет:

  • Деятельный и активный;
  • Креативный;
  • Любознательный;
  • Инициативный;
  • Открытый внешнему миру;
  • Доброжелательный и отзывчивый;
  • Положительно относящийся к себе;
  • Уверенный в своих силах;
  • С чувством собственного достоинства;
  • Способный к саморегуляции;
  • Коммуникативный;
  • Проявляющий исследовательский интерес;
  • Ответственный;
  • Уважительно относящийся к окружающим, к иной точке зрения;
  • С навыками самоорганизации и здорового образа жизни.

Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.

Как достичь этого, когда Российская школа или уже начала учить детей в новых условиях, или готовится к реализации стандартов второго поколения?

Для этого необходимо обеспечить оптимальные организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия к переходу на новые образовательные стандарты.

Перед администрацией и учителями школы встают задачи:

  • изучение нормативно-распорядительной и инструктивно- методической базы введения ФГОС;
  • реализация комплекса мер по научно-методическому обеспечению и экспертному сопровождению введения ФГОС;

Решить поставленные задачи возможно, если руководство школы, руководители всех методических объединений и учителя будут

компетентны в области реализации основных направлений инициативы

«Наша новая школа».

Рожденный ребенок растет и наступает момент, когда он должен самостоятельно сделать первые шаги, а мы должны отпустить его, как бы этого ни боялись. Вот так и школа должна сделать первых пять своих методических шагов:

  1. Создать Совет и рабочую группу для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы;
  2. Определить изменения и дополнения в образовательной системе школы;
  3. Разработать проект изменений и сводную программу изменений и дополнений;
  4. Разработать план-график изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы;
  5. Осуществить контроль реализации запланированных изменений в образовательной системе школы.

Учителя начальной и основной школы вместе с руководителями различных уровней разрабатывают изменения в образовательных целях, в условиях реализации образовательных программ, в учебных планах.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Выбранная школой программа должна в полной мере отвечать образовательному стандарту. При этом необходимо отдать предпочтение программам, которые способны предложить учащемуся ориентир для собственного развития без помощи учителя, программам, которые в наибольшей степени отвечают представлению о результативном и качественном обучении.

Учебно-методические комплекты также должны соответствовать требованиям ФГОС нового поколения, строиться на основе коммуникативно-деятельностного подхода, реализовывать принципы личностно-ориентированной педагогики, обеспечивать формирование универсальных учебных действий.

Учитель научно обосновывает все принимаемые решения, он сознательно выбирает образовательные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

Новые стандарты требуют от учителя глубокого понимания сущности таких технологий, как личностно-ориентированное и проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, учебный диалог.

Технология диагностики развития личности учащихся начальной школы позволит выявить уровень развития личности учащихся и на этой основе составить индивидуальные маршруты продвижения детей, имеющих низкие показатели в развитии.

Особое внимание нужно отдать предшкольной подготовке ребенка, которая обеспечит единый старт детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс и своевременно выявит детей, требующих особой педагогической поддержки и помощи.

На родительском собрании «Скоро в школу» необходимо рассмотреть вопросы перехода на новые образовательные стандарты, ответить на вопросы, которые родители чаще всего задают.

На этапах введения в образовательный процесс стандартов нового поколения могут возникнуть проблемы такого характера:

  • Информированность педагогического коллектива и изучение передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок Преодоление стереотипов;
  • Обучение кадров;
  • Мотивация педагогического коллектива;
  • Выбор учебно-методического обеспечения;
  • Создание соответствующей материально-технической базы;
  • Стимулирование участников образовательного процесса;
  • Создание системы поощрений;
  • Недостаточное финансирование.

Решению проблем будет способствовать грамотно составленный план работы методического объединения учителей начальных классов

Практика работы в Толмачевской средней школе показала, что в план работы методического объединения учителей начальных классов целесообразно включить такие разделы как:

  • Проверка исходного уровня обученности учащихся 1 класса и развития личности младших школьников;
  • Диагностика адаптации первоклассников к школе;
  • Изучение ФГОС второго поколения;
  • Психолого-педагогическое сопровождение внедрения стандартов нового поколения, переход от принципа успеваемости к инициативности и успешности;
  • Особенности рабочих программ в свете новых стандартов;
  • Разработка календарно-тематического планирования отдельных тем программ по русскому языку математике в свете требований новых ФГОС;
  • Проверка уровня обученности учащихся первых классов;
  • Организация внеурочной деятельности в 1-ых классах в условиях перехода на ФГОС;
  • Родительский всеобуч по вопросам:

- «Новая модель школы с позиций ФГОС;

- Духовно-нравственное воспитание личности младших школьников в свете ФГОС;

- Роль семьи и школы в сохранении здоровья ребенка в условиях перехода на ФГОС;

Внеурочная деятельность ребенка потребует привлечения дополнительных ресурсов. В этом случае необходимо оптимально задействовать возможности социума, а именно: привлечение специалистов музыкальных и художественных школ, школ искусств, станций юных техников, спортивных школ для организации их работы на базе школы. Внутренние резервы самой школы (группы продленного дня , кружки и спортивные секции ) также можно задействовать, чтобы организовать деятельность детей во второй половине дня.

По итогам работы за год в условиях перехода на ФГОС можно организовать круглый стол учителей школы и родительской общественности.

Уже с первого класса лучше всего начать вести «Портфолио» ученика и приступить к созданию «Летописи» класса.

В заключение хочу сказать, что Стандарты второго поколения — это не так просто, но мы обязательно это сделаем.

 

С нами можно обменяться опытом по вопросам введения ФГОС по телефону или электронной почте:

Яркова Татьяна Петровна – директор МОУ «Толмачевская средняя школа» Лужский район.