Критериальное оценивание достижений обучающихся 1 класса в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на деле».
Ян Амос Коменский
14 сентября 2023 года на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» состоялся семинар для учителей 1-х классов на тему «Критериальное оценивание достижений обучающихся 1 класса в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО».
По теме семинара представили опыт работы в 1-ом классе: Павлова С.Н., Заклинская школа; Петрова Н.Ю., средняя школа № 2; Тарасова И.С., Оредежская школа; Макеева Н.В., Толмачёвская школа. В рамках обсуждения темы выступили Писарёнок Л.А., учитель начальных классов средней школы № 3; Григорьева Н.В., руководитель школьного МО учителей начальных классов средней школы № 3; Чупрова К.Е., учитель начальных классов Мшинской средней школы
Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества обученности детей. И без формирования положительной мотивации младших школьников, начиная с 1 класса, эту задачу не решить. В условиях индивидуализации процесса обучения целесообразно внедрение технологии критериального оценивания. Критериальное оценивание – это не отметка, это механизм сбора информации о собственном продвижении ученика. Об этом говорили в своих выступлениях Павлова С.Н. и Петрова Н.Ю. Опытные педагоги раскрыли основные положения данной технологии, представили свой опыт работы по её использованию в практике работы в 1 классе (и не только): листы и ведомости достижений обучающихся, оценочные шкалы, различные варианты листов самооценки и самоконтроля.
Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка ребёнка. Именно в 1 классе следует начинать формирование этих навыков. И процесс этот непрерывный. С этого начала выступление Тарасова И.С. Она рассказала об эффективных инструментах в работе учителя – рабочих листах, которые помогают решать множество задач в рамках системно – деятельностного подхода в обучении. Рабочие листы способствуют пониманию детей, что учёба – это удовольствие. И,С. Тарасова поделилась практическим опытом использования рабочих листов, уделила внимание вопросу использования цифровых инструментов для создания таких пособий, показала, как использует ламинатор для сохранности пособий, готовые штампы и печати. О приёмах внешней мотивации обучающихся 1-х классов рассказала Чупрова К.Е., которые она использовала в небольшом по наполняемости классе: «Дерево успеха», «Загадочная доска», «Скованные одной цепью» и другие. Макеева Н.В. поделилась приёмами повышения учебной мотивации в 1 классе, в том числе, с детьми с ОВЗ.
Писарёнок Л.А. отметила, что оценка предметных результатов – наиболее разработанное направление и традиционно ведётся каждым педагогом. Это важная часть аналитической деятельности учителей. Однако в связи с обновлением ФГОС НОО им следует обратить внимание на новые компоненты содержания по каждому предмету и на обязательные планируемые результаты на конец каждого учебного года, отражённые в обновлённых стандартах и ФООП. Необходимо использовать с 1 класса листы самооценки с учётом предметных умений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Примеры листов самооценки продемонстрировала Григорьева Н.В. В связи с обновлением ФГОС НОО она предложила изменить со следующего года содержание стартовой диагностики первоклассников, чтобы можно было разделить их достижения по предметным областям. Это сделает более эффективным сравнительный анализ диагностики прогресса первоклассников за первый год обучения с входной диагностикой.
Сергеева В.Н. познакомила учителей 1-х классов с муниципальными мониторингами первоклассников: стартовая диагностика, диагностика адаптации первоклассников, диагностика прогресса за первый год обучения. Она отметила, что чёткое использование инструкций для учителя, грамотный анализ полученных данных, индивидуально-коррекционная работа по итогам мониторингов в текущей работе позволит учителю добиваться высокого качества обученности первоклассников.
Хочется поблагодарить завуча по УВР в начальной школе, Гелеранскую Л.С., за организацию и техническую поддержку в проведении семинара.
Все материалы семинара будут выложены в группе ВКонтакте «Лужская началочка».
Сергеева В.Н., методист МКУ «Лужский ИМЦ»