МКУ "Лужский ИМЦ" — Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения
Главная / Без рубрики / Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения

Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения


Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения

Долгое время единственной наиболее приемлемой формой обучения  считался урок. Главной задачей педагога была передача учащимся готовых знаний. Уроки чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или на год. К достоинствам этой системы можно отнести четкую организационную структуру, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.  К недостаткам: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.

В 60-х гг. урок перестает быть единственной формой организации учебной деятельности. В школе широкое применение находят различные виды производственной практики, экскурсии, занятия в кружках, практикумы и другие формы обучения.

В 80-е гг. появилось профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов, альтернативные учебные планы (в числе которых так называемые «классы выравнивания» и ЗПР) и др.

Но какие бы ни были формы проведения занятий, все они проводятся в соответствии со школьным расписанием.

С переходом на новые образовательные стандарты на смену обычному и привычному для нас расписанию приходит расписание нелинейное, в котором предусмотрено чередование различных видов деятельности учащихся. Апробация модели нелинейного расписания целесообразна в начальной школе, так как умению обучаться в данной образовательной среде (нелинейная модель школьного расписания) детей нужно научить. Они должны пройти процесс адаптации и «врастания» в новый механизм, а сделать это  безболезненно можно именно в начальной школе.  Причем, не затрагивая в процессе апробирования 1 классы, так как дети приходят в школу с неравномерным уровнем подготовки.

Те условия, в которых живет младший школьник, влияют на здоровье, физическое и психическое развитие, эмоциональное состояние ребенка, социально-психологическую адаптацию. Если учитывать, что младший школьник проводит в школе 40-70 % времени суток, то важно грамотно распределить время на учебу, отдых, прогулку, занятия кружковой работой.

Нелинейная модель школьного  расписания составляется на основе учебного плана, в который включаются часы кружковой, клубной и секционной работы. Необходимое требование к расписанию – гибкость и вариативность.  Оно составляется на 1 учебную неделю с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий возможно объединение в разновозрастные  группы или группы по интересам.

Изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий (творческая мастерская, образовательное путешествие, заседание кафедры, познавательная лаборатория, конференция и т. д.).

Предлагаются следующие виды аудиторных и внеаудиторных занятий:

  1. Урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений.
  2. Экскурсия внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники).
  3. Творческая мастерская — аудиторное занятие, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия  в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
  4. Конференция — аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников.
  5. Спортивные соревнования - это внеаудиторное занятие (состязание) учащихся  в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
  6. Образовательное путешествиеэто детская образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания ребенком окружающего мира.
  7. Познавательная лаборатория - аудиторное занятие, создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
  8. Школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя.
  9. Кафедра – аудиторное занятие, направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету.
  10. Спортивная секция — внеаудиторное занятие
  11. Поход - внеаудиторное занятие
  12. Индивидуальные занятия — аудиторное занятие, направленное на развитие личной образовательной траектории ученика.
  13. Социальные проекты — внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми.
  14. Занятия в клубе.

 

Виды деятельности и формы проведения занятий в нелинейном расписании  меняются  в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов,  социальных проектов». Ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально.

Чередование традиционных форм образовательного процесса  с нетрадиционными, большое разнообразие занятий,  снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.

При использовании данного расписания  возникает возможность существования  и деятельности разновозрастных классных коллективов, объединяющихся для проведения  того или иного занятия. Ребенок получает возможность взаимодействия со старшим учеником в процессе образовательной деятельности.

Нелинейная динамическая модель образовательного процесса призвана решать следующие задачи:

1. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. Появляются новые формы занятий: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, проекты и другие.

2. Переход от ЗУН-овского содержания образования к развитию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия соотнесены с проектом «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», и определены как умение,  при котором ребенок осваивает несколько образовательных областей.

3. Создание условий, при которых ребенок будет получать самостоятельный опыт, самоопределяться по интересам.

В данной ситуации меняется роль учителя и значительно возрастает творческое содержание его работы. На первый план выходит реализация следующих задач:

  •  «поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей;
  • создание условий для творческой продуктивной деятельности ребёнка;
  • обеспечение  презентаций и социальной оценки продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. );

создание пространства для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам».

При этом учитель должен превратиться в тьютора, который будет сопровождать ученика в его деятельности. Для этой цели в ходе проекта будут привлекаться не только учителя начальных классов, но и учителя – предметники, в первую очередь руководители кафедр.