Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения
Нелинейная модель расписания общеобразовательного учреждения
Долгое время единственной наиболее приемлемой формой обучения считался урок. Главной задачей педагога была передача учащимся готовых знаний. Уроки чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или на год. К достоинствам этой системы можно отнести четкую организационную структуру, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность. К недостаткам: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.
В 60-х гг. урок перестает быть единственной формой организации учебной деятельности. В школе широкое применение находят различные виды производственной практики, экскурсии, занятия в кружках, практикумы и другие формы обучения.
В 80-е гг. появилось профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов, альтернативные учебные планы (в числе которых так называемые «классы выравнивания» и ЗПР) и др.
Но какие бы ни были формы проведения занятий, все они проводятся в соответствии со школьным расписанием.
С переходом на новые образовательные стандарты на смену обычному и привычному для нас расписанию приходит расписание нелинейное, в котором предусмотрено чередование различных видов деятельности учащихся. Апробация модели нелинейного расписания целесообразна в начальной школе, так как умению обучаться в данной образовательной среде (нелинейная модель школьного расписания) детей нужно научить. Они должны пройти процесс адаптации и «врастания» в новый механизм, а сделать это безболезненно можно именно в начальной школе. Причем, не затрагивая в процессе апробирования 1 классы, так как дети приходят в школу с неравномерным уровнем подготовки.
Те условия, в которых живет младший школьник, влияют на здоровье, физическое и психическое развитие, эмоциональное состояние ребенка, социально-психологическую адаптацию. Если учитывать, что младший школьник проводит в школе 40-70 % времени суток, то важно грамотно распределить время на учебу, отдых, прогулку, занятия кружковой работой.
Нелинейная модель школьного расписания составляется на основе учебного плана, в который включаются часы кружковой, клубной и секционной работы. Необходимое требование к расписанию – гибкость и вариативность. Оно составляется на 1 учебную неделю с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий возможно объединение в разновозрастные группы или группы по интересам.
Изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий (творческая мастерская, образовательное путешествие, заседание кафедры, познавательная лаборатория, конференция и т. д.).
Предлагаются следующие виды аудиторных и внеаудиторных занятий:
- Урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений.
- Экскурсия – внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники).
- Творческая мастерская — аудиторное занятие, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
- Конференция — аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников.
- Спортивные соревнования - это внеаудиторное занятие (состязание) учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
- Образовательное путешествие — это детская образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания ребенком окружающего мира.
- Познавательная лаборатория - аудиторное занятие, создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
- Школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя.
- Кафедра – аудиторное занятие, направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету.
- Спортивная секция — внеаудиторное занятие
- Поход - внеаудиторное занятие
- Индивидуальные занятия — аудиторное занятие, направленное на развитие личной образовательной траектории ученика.
- Социальные проекты — внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми.
- Занятия в клубе.
Виды деятельности и формы проведения занятий в нелинейном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов». Ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально.
Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
При использовании данного расписания возникает возможность существования и деятельности разновозрастных классных коллективов, объединяющихся для проведения того или иного занятия. Ребенок получает возможность взаимодействия со старшим учеником в процессе образовательной деятельности.
Нелинейная динамическая модель образовательного процесса призвана решать следующие задачи:
1. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. Появляются новые формы занятий: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, проекты и другие.
2. Переход от ЗУН-овского содержания образования к развитию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия соотнесены с проектом «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», и определены как умение, при котором ребенок осваивает несколько образовательных областей.
3. Создание условий, при которых ребенок будет получать самостоятельный опыт, самоопределяться по интересам.
В данной ситуации меняется роль учителя и значительно возрастает творческое содержание его работы. На первый план выходит реализация следующих задач:
- «поддержка детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей;
- создание условий для творческой продуктивной деятельности ребёнка;
- обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. );
создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам».
При этом учитель должен превратиться в тьютора, который будет сопровождать ученика в его деятельности. Для этой цели в ходе проекта будут привлекаться не только учителя начальных классов, но и учителя – предметники, в первую очередь руководители кафедр.