МКУ "Лужский ИМЦ" — «Режим учебно-воспитательный процесс»
Главная / Без рубрики / «Режим учебно-воспитательный процесс»

«Режим учебно-воспитательный процесс»

Особенно много отклонений в разделе «Режим учебно-воспитательный процесс»: фактическая нагрузка учебной недели превышает максимально допустимую; не соблюдается «ступенчатый режим» учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки в первых классах; время, затраченное на выполнение домашних заданий, превышает определенное СанПиН. В первом полугодии 1-го класса домашние задания вообще не должны иметь место; запрещена 5-дневная неделя для школ с углубленным содержанием обучения; расписание уроков строиться без учета «кривой работоспособности» недельное расписание также не учитывает «врабатываемости» и снижения работоспособности, в результате чего увеличивается нагрузка на нервно-психическую сферу ребенка; имеется практика сдвоенных уроков, хотя они допускаются в 5-9 классах только при проведении лабораторных, контрольных работ, урок физкультуры(лыжи, плавание). Сдвоенные уроки в 5=11 классах по основным и профильным дисциплинам допускаются следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительность не менее 30 мин.; недостаточна длительность перемен; при проведение физических занятий не выдерживается пауза в 45 минут. Между основными и факультативными занятиями; не организованы дин. Паузы на основных и профильных занятиях. Все эти неблагоприятные факторы не могут не отразиться на состоянии здоровья обучающихся.

Среди всех стрессовых факторов школьной жизни особо следует выделить ограничение двигательной активности ребенка, которая снижается с приходом в школу в 2 раза. Наше тело в процессе эволюции формировалось как аппарат для движения, призванный обеспечивать определенную мышечную работу, поэтому недостаточный ее объем непременно отрицательно сказывается на деятельности органов и систем организма. Двигательная активность — один из важнейших факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды. Доказана связь между двигательной активностью (особенно тонко координированными движениями пальцами рук) и развитием речи, а следовательно, и общим психическим развитием. Поисковая, познавательная активность, которая определяет все гностические процессы, также тесно связаны с уровнем двигательной активности.

К сожалению, еще и сегодня учитель, планируя ход урока, как правило, учитывает только умственные нагрузки — объем письменной работы, число примеров, задач и др. Таким образом, естественная биологическая потребность в движении ребенка бывает, неудовлетворенна, что не только способствует утомлению, но приводит к задержке развития, нарушениям здоровья. Статическая работа гораздо утомительнее для организма, чем динамическая. Первые признаки утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления, появляются у детей 6 лет на 5 мин., в 7 лет — на 7-9, 8 лет- на 9-10. Это проявляется в изменении посадки, двигательном беспокойстве. Нарушается рабочая поза ученика, особенно в тех случаях, если мебель неправильной конструкции или не соответствует своими размерами длине и пропорциям его тела. Установлено, что аномальная поза за столом, со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой, может на 20 мин. Вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в такой позе способствует деформации грудной клетки, недоразвитию мышц диафрагмы, а все это вместе взятое, создает условие для патологического развития сердца и нарушений в функциональном состоянии сердечно сосудистой и дыхательной систем.

Неизбежно страдают зрение и осанка. На призывы учителя «сесть правильно» ребенок выпрямляется, но через 1-2 мин. неизбежно вновь ищет добавочные точки опоры, принимая вынужденные позы.

Задачи школьной администрации: соблюдение СанПиНов, внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу; обеспечение переподготовки кадров; создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности; влияние на социальные и экономические факторы; контроль и влияние на психологические факторы. Организация питания, питьевого режима в ОУ играет важное значение. От того, что дети едят на перемене — зависит их будущее. Правильное питание в детстве – фундамент для здоровья на всю жизнь. Не рекомендованы в школьных буфетах: чипсы, гамбургеры, сосательные и жевательные конфеты с высоким содержанием сахара, сильногазировнные напитки, мучные жаренные кулинарные изделия, кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола более 0,5%, безалкогольные тонизирующие напитки, натуральный кофе.

Задачи родителей: создание условий для академических занятий ребенка, создание условий для оздоровления ребенка, формирование морали и социальных установок, формирование мотивации, передача культурной традиции, взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях влияние на психологические внутришкольные факторы. Родителям необходимо отказываться от телевизионной «няни» -Интернета, а больше с ними общаться самим. Любой просмотр мультяшных персонажей, где они наделены сверхчеловеческими качествами, опасен для ваших детей, которые будут им подражать. Дети входят в роль компьютерных героев, уходя от реальной жизни. Ребенку кажется, что его тело неуязвимо и это может подвести, т.к. управлять своим телом как в компьютере невозможно. Помните – в семье грубо разговаривают, в школе терроризируют, с друзьями не ладиться. Ну, ничего, ты же ребенок, переживешь!!! Относитесь к ним как личностям – они очень ранимые. Не формируйте у мужчин массовую физическую и моральную импотенцию, чтобы женщины не компенсировали недостаток качества количеством.

Задачи обучающихся: формирование собственной мотивации к здоровью, формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях. Не ходить без головного убора в холодное время — кровеносные сосуды сужаются, циркуляция крови в коже головы замедляется, поэтому корни волос не получают минимума жизненно важных полезных веществ и происходит их выпадение, они будут тусклыми и ломкими. Татуировки вызывают гепатит В и С и другие виды инфекции. Чрезмерное увлечение телевизором убивает творческие способности и в будущем у них может появиться большие трудности с самовыражением в устной и письменной форме.

Задачи учителя: просвещение учащихся, создание эффективного психологического климата в классе, выбор адекватных средств и методов, индивидуальный подход, взаимодействие с семьей, влияние на микросоциума, фиксация проблем и нахождение путей их решения.

Задача педагога — не только научить школьника принимать такие рабочие позы за партой и столом, которые соответствуют анатомофизиологическим особенностям организма и гигиеническим нормам, но и правильно организовать деятельность ребенка на уроке, чередуя статические и динамические усилия. Подсчитано, что более 18 часов в сутки (включая сон) ребенок находится в полной или относительной неподвижности и львиную долю этого времени – в положении сидя (весь образ жизни предрасполагает школьников к малоподвижному образу жизни)

Если вернуться к проблеме школьного стресса — природа предусмотрела один главный путь снятия стресса – движение. Неблагоприятные условия среды, всегда требовали действия. Таким образом, можно сказать, что движения не только главный способ борьбы со стрессом, но и его профилактика. Таким образом, можно сказать, интенсивное умственное, физическое напряжение во время учебы можно (и нужно) снять или хотя бы смягчить их путем организации активного двигательного режима в течении учебного процесса и мотивации детей к занятиям физкультурой и спортом в урочное и внеурочное время. Ежедневный объем двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2-х часов — это способствует развитию речи, устойчивой умственной работоспособности, повышение психической активности. Особое значение имеет контроль над состоянием зрительной функции ребенка. Как установлено, напряжение зрительного анализатора отражает напряженное функциональное состояние всего организма. В условиях современной жизни с ее прогрессивно нарастающим темпом, громадными нервно-психическими нагрузками полезно с детских лет овладеть методами саморегуляции и снятия напряжения, которые имеют немаловажное значение в профилактике эмоциональных и психических расстройств, связанных с утомлением. Особо необходимо подчеркнуть необходимость создания благоприятной эмоциональной атмосферы, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и свободно. В этом отношении очень важно для педагога психологически (а не только педагогически) грамотно оценить успехи школьника. Для родителей помнить формирование эмоционального стресса у детей — чрезмерное строгое требование их к успехам ребенка в школе. Актуализируется работа педагога с такими родителями, разъясняя, что жесткость требований, неадекватная возможностям ребенка, существенная причина ухудшения состояния здоровья ребенка. Доброжелательность, снисходительность и терпение в отношении к ребенку – лучшие средства против стресса и плохой успеваемости.