Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы
Проводить самоанализ без учета Системы ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ в начальной школе, при переходе на ФГОС от 2009, в которых просматривается значительная новизна гигиенических требований, считаем не целесообразным, тем более, что федеральными требованиями это все подтверждено.
Для удобства мы приводим новизну гигиенических требований. Эти требования для начальной школы вошли в пакет документов для перехода на стандарты второго поколения, но еще пока не утверждены руководителем Роспотребнадзора. После выхода 2-х последних приказов Минобрнауки, практически все эти положения закреплены.
Интеграция существующих требований, разрозненных в различных нормативно-методических документах:
Издательская продукция
Компьютерная техника
Организация физического воспитания
Организация школьного питания
Норматив площади участка школы в расчете на 1 учащегося и допустимый предел его снижения
Высота учебных помещений (во вновь строящихся зданиях)
Площадь земельного участка определяют из расчета не менее 35 кв.м. на 1-го учащегося
Площадь классной комнаты на 1-го учащегося не менее 2,5 кв.м.?
Условия для обучения детей с ограниченными возможностями
Площадь учебных кабинетов, игровых и спален в расчете на 1 учащегося
Увеличено количество спортивных залов
Требования к тренажерным залам
Обновлены требования к учебной мебели (конторки) и учебным доскам
Оборудование спальных комнат
Оборудование и инструментарий медицинских кабинетов
Представлен перечень приоритетных загрязнителей воздуха в учебных помещениях
Повышен норматив искусственной освещенности в учебных помещениях
Даны нормативы непрерывной инсоляции учебных помещений и на участке школы
Определена продолжительность учебного года и организация каникул
Новые шкалы трудности учебных предметов для составления расписания уроков, устранены запреты для проведения сдвоенных уроков в средних и старших классах
Расширены требования к организации двигательной активности и проведению занятий физической культурой
Расширены и пересмотрены требования к организации занятий с использованием компьютеров
Требования к организации общественно-полезного труда и сельскохозяйственных работ учащихся
Электронные учебники (ЭОР)
В оформлении ЭОР следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне. При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне. Цветовое сочетание красных знаков и зеленого фона является благоприятным для любых типов дисплеев. Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации (кегль шрифта, высота прописной буквы, группа шрифтов) на «страницах» ЭОР для учащихся нормируются в зависимости от объема текста единовременного прочтения.
Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм. В ЭОР не следует применять:
- более четырех различных цветов на одной электронной странице;
- красный фон;
- «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.
Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема «страниц» ЭРО (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%. Требования к организации ежедневной внеурочной деятельности учащихся.
Включены требования к новому виду школ — школам полного дня.
Представлены нормативы веса ранца, учебных комплектов.
Требования к сменной обуви.
С учетом современных научных подходов переработаны требования к санитарному состоянию учебных помещений и участка школы. Обновление существовавших ранее: требования к медицинскому обеспечению (порядок, стандарты оказания медицинской помощи, оснащение медкабинета).
Внеурочная деятельность
1. Занятия по выбору.
2. Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки секции, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.).
3. Баланс между занятиями двигательного и статического характера.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления и др.);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др.).