Тема: «Экскурсия в «Мир логики»
1) Вступление.
Учитель: - Мы сегодня с вами совершим небольшую экскурсию. Презентация
Мульт.:: Экскурсия в «Мир логики».(Слайд 1)
Учитель: - Скажите, пожалуйста, с какой целью люди ходят или ездят на экскурсии?
Ответы детей.
Учитель подводит итог.
(Слайд 2) 1. Узнать что-то новое.
2. Увидеть необычное в обычном.
Учитель: — Это и будут задачи нашего урока.
Теперь подумаем: что такое логика?
(Слайд 3) 4 класс
- Расписание обычным чёрным шрифтом, потом загораются названия предметов по мере их частоты употребления (разным цветом). Последней появляется логика.
Затем одновременно загораются русский язык и логика.
Учитель: -Давайте дадим понятие слову «логика». Подумайте, почему на экране появилось расписание. Что общего у логики и русского языка, математики?
В ходе дискуссии выделяется понятие: наука, предмет.
Учитель: — Теперь посмотрите: на слайде предмет «логика» мигает. Значит, он может изучаться в четвёртых классах, а может и не изучаться. Этот предмет не так часто встречается в расписании. Сравните: русский язык – 5 раз, математика – 4, чтение – 3. Значит, основным предметом, его назвать нельзя.
Итак, подведём итог:
Логика – это отдельная наука и часть любого предмета.(Слайд 4)
Логика – это наука, которая учит правильно думать и размышлять.
Учитель: - А ещё логика учит сомневаться во всём.
2) Сравнение признаков.
Учитель: - Вот сейчас мы с вами сделали небольшое открытие. Мы научились сравнивать предметы. Давайте попробуем выделить два правила сравнения.
(Слайд 4. Дополнение.)
Русский язык – это наука, которая учит правилам грамотной устной и письменной речи.
Математика – это наука, которая учит считать и решать задачи.
( На слайде 4 загорается слово «наука»).
Учитель: - Сравните эти учебные предметы. Что вы заметили?
Д.: — Везде встречается слово «наука».
Учитель: - Правильно. Первое правило сравнения: найти общее.
( На слайде 4 загорается 2-ая часть определений, после слова «которая»)
Учитель: - Что вы теперь заметили? Всё ли похоже?
Д.:- Нет, есть различия.
Учитель: - Конечно. 2-ое правило сравнения: найти различия.
Подведём итог: чтобы правильно сравнивать предметы нужно …?
Ответы детей.
(Слайд 5)
3) Закрепление (работа в командах): 12 чел. По 4 чел. – 3 команды.
Девочек и мальчиков – поровну.
На листках (задания распечатаны).
А) кошка и мышка Б) мороженое и ёлка В) змея и палка
(Слайд 6)
В трёх рамках изображения предметов, указанных на карточках.
Учитель: - Посоветуйтесь в группах и сравните предложенные объекты. Выберите одного человека, который будет озвучивать перед классом мнение вашей команды.
На выполнение задания вам предлагается 2 минуты. (Установка часов. Таймер.)
После подведения итогов возвращаемся к слайду 5.
Учитель: - Молодцы, вы неплохо справились с предложенным заданием. Попробуем путём сравнения (с опорой на слайд 5) дать определение понятиям.
На листках (задания распечатаны).
А) Нож – это …, который … .
Б) Школа – это …, в котором … .
В) Берёза – это …, которое … .
(Слайд 7) Появляются изображения названных предметов.
Учитель: Обсудите в командах задание, закончите определения, дописав нужное и приготовьтесь отвечать.
На выполнение задания вам предлагается 2 минуты. (Установка часов. Таймер.)
Подведение итогов работы.
Учитель: - Дать определение легко, если сопоставить сходные объекты. А для этого нужно знать правила сравнения.
(Слайд 5 – хором).
4) Физкультминутка.
Учитель: - А сейчас мы с вами перенесёмся во времени на урок физкультуры и попробуем логически поразмышлять с использованием приобретённых знаний.
У нас есть команда девочек и команда мальчиков.
Представьте себе: 2-ое сентября. 1-ый урок физкультуры в 4-ом классе. Учитель даёт задание: кто больше сделает приседаний за одну минуту.
(Установка часов. Таймера. 1 мин.)
Задание: сосчитайте количество своих приседаний. Выполнение задания начинается по команде учителя.
Ответственный (спонтанно выбранный ученик) суммирует количество приседаний в своей команде и сообщает учителю.
На доске появляется приблизительная таблица:
Команды/даты. |
2.09.2010 |
|
Девочки. |
16 |
|
Мальчики. |
19 |
|
Учитель: — А теперь перенесёмся во времени в будущее: в конец 4-ого класса, на 30 мая, на последний урок физкультуры.
Задание остаётся прежним. Приготовились.
(Установка часов. Таймер.)
После выполнения суммирование результатов проводится аналогично.
Новые результаты фиксируются в таблице.
Команды/даты. |
2.09.2010 |
30.05.2010 |
Девочки. |
16 |
18 |
Мальчики. |
19 |
17 |
Учитель: А теперь сопоставьте ваши результаты в начале и в конце года и ответьте на вопрос: кто лучше научился за год приседать: девочки или мальчики?
Если разница очевидна с самого начала: была больше и стала больше, то предлагается встречная задача.
Ученики/даты. |
2.09.2010 |
30.05.2010 |
Настя. |
10 |
11 |
Артём. |
15 |
14 |
Кто лучше научился?
Ответ: лучше научилась Настя, так как «знаний на выходе» недостаточно, чтобы оценить успехи ученика. Нужно смотреть, кто с какими результатами приступил к обучению.
5)Поиск логических заданий в учебных предметах.
Учитель: А теперь попробуем поискать элементы логики в других учебных предметах.
Но сначала вы должны узнать, чем логические задачи отличаются от обычных?
А как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель (подводит итог):- Логические задачи не решаются по заданному алгоритму, не всегда требуют знаний вычислительных приёмов. Иногда бывает, что ребёнок может решить задачу, а взрослый человек (даже профессор) – нет.
На листках (задания распечатаны).
А) русский язык Б) математика В) окружающий мир
Представителю от команды предлагается выбрать карточку с предметом.
Учитель раздаёт задания, соответствующие выбранным предметам. Задания предлагаются на карточках.
Русский язык
Три месяца узник находился в старом и мрачном подвале. Он сидел один. Крыс и мышей не было. В качестве пищи ему давали только с ухой хлеб и воду. Когда его освободили, в его темнице нашли много костей. Откуда они взялись?
Окружающий мир
Царица Савская задала мудрому царю Соломону задачу, которую он решил.
Определить, какой из двух совершенно одинаковых букетов цветов искусственный, а какой – настоящий, если букеты на вид совершенно одинаковы. Трогать и нюхать цветы нельзя. Время определения ограничено. Дело было летом.
Математика.
Катя иаее, чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена. Кто иаее всех?
Примечание: слово «иаее» не имеет смысла.
На обсуждение решения задач командам предлагается 2 минуты. После этого заслушиваются ответы.
Если дети не решают задачи, то открывается подсказка. Если дети решают задачу, то предлагается объяснить ученикам класса путь логических размышлений (Как решали?).
(Слайд 8)
Замените непонятное слово любым известным вам математическим понятием и решите задачу.
6) Расширение читательского кругозора.
Учитель: - Примеры подобных логических задач вы можете найти в детских журналах.
(Слайд 14) Изображения номеров некоторых детских журналов.
Например: «Классный журнал», «Каламбур», «Один дома», «Мир игр», «Весёлый художник» и т. п.
- А также подобные задания есть и во взрослых газетах, которые выписывает или покупает ваша семья. Подшивки газет можно взять и в читальном зале библиотек.
(Слайд 15) Изображения номеров некоторых наиболее распространённых газет.
Например: «Труд – 7», «Аргументы и факты», «Провинциальные новости», «Панорама» и т. п.
Учитель: - Если вам понравилось решать логические задачи, то вы их найдёте везде. Дети, изучающие предмет «Мир логики» в нашей школе приготовили вам в подарок карточки с заданиями из газет и журналов, подобранных по теме: «Сравнение. Найди различия».
Карточки раздаются каждому ученику или предлагается взять в конвертах на своих рабочих местах.
Учитель: — Если вам трудно отгадать все различия или вы сомневаетесь в том, верно ли вы нашли их количество, то с другой стороны карточки вы найдёте подсказку. Там указано, какое количество различий вам нужно найти.
7) Подведение итогов.
Учитель: — Вернёмся к началу урока.
(Слайд 17) 1. Узнать что-то новое.
2. Увидеть необычное в обычном.
Учитель: - Получилось ли узнать что-то новое?
Д.:- Учились сравнивать, давать определения понятиям.
Учитель: — Получилось ли увидеть необычное в обычном?
Д.:- Да. Логические размышления встречаются на любых уроках.
8) Оценивание детьми работы учителя и своего участия в учебном процессе.
Учитель: - На столе у учителя 4 кучки с кружками разного цвета по 12 штук или в конвертах у детей по 4 кружка разного цвета. Выберите кружок любого цвета и положите в большой конверт, который находится на учительском столе.
Для этого соотнесите своё впечатление об уроке и полученное настроение, эмоциональное состояние с полученными цветами.
После выбора учитель даёт краткую характеристику предложенным цветам.
Если вы выбрали красный цвет – это значит, что вы испытываете взрыв, всплеск эмоций и урок у вас оставил яркое, неизгладимое впечатление.
Жёлтый цвет – тоже положительная оценка. Настроение хорошее, всё понравилось.
Синий цвет говорит о том, что урок прошёл в спокойных, нейтральных тонах. «Ну, урок и урок, ничего особенного. Как все уроки».
Чёрный цвет – крайне отрицательная оценка «Ерунда какая-то, не понравилось».
Учитель: - Спасибо за урок.
(Слайд 18). Молодцы!!! Фейерверк. Фанфары.
Учитель: - Я благодарю всех детей за работу на уроке и желаю, чтобы знания, полученные сегодня, пригодились в дальнейшей учёбе и жизни.
(Слайд 11).
В. Лунин «Сами и само».
Ничто
Никогда
Не выходит
Само.
Само
Не приходит
К нам на дом
Письмо.
Само
Не способно
Смолоться
Зерно.
Само
Стать костюмом
Не может
Сукно.
Само
Не умеет
Свариться
Варенье.
Само
Не напишется
Стихотворенье.
Мы делать всё это
Обязаны
Сами –
Своей головой
И своими руками!
Справка:
Рассуждение логическая операция, в которой на основании одних суждений получаются другие суждения.
Дополнительный материал к уроку.
К п.5) Поиск логических заданий в учебных предметах.
Литературное чтение.
(Чтение «между строчек»).
Уч.:- Можно прочитать и забыть. Можно прочитать и насладиться художественными образами, языком и мастерством автора. А можно прочитать и задуматься, найти отрывок для логического размышления.
Карточка №1.
Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес».
« Алиса съела пирожок и стала расти: за минуту она выросла до потолка.
Когда её, такую громадную, увидел кролик, он так испугался, что выронил перчатки и веер и убежал.
В комнате было жарко, и Алиса стала обмахиваться веером. Вдруг она посмотрела вниз и увидела, что, пока размышляла, натянула на одну руку крошечную перчатку кролика.
«Как мне это удалось? — подумала она. – Видно, я опять уменьшаюсь.»
Алиса подошла к столу, чтобы выяснить, какого она теперь роста. Судя по всему, её рост был не больше двух футов и она продолжала стремительно уменьшаться.»
Вопрос.
Почему Алиса уменьшается? Как это проверить?
Ответ.
Алиса поняла, что причиной тому веер, который она держала в руках, и тут же швырнула его на пол. И хорошо сделала, а то бы могла и вовсе исчезнуть).
Карточка №2.
И. Бурсов «Где же гость?»
Дед Арбуз на чай с закуской
Пригласил Кочан Капусты:
- Раздевайся, землячок.
Вот скамейка, вот крючок.
Дед Арбуз расставил чашки,
Повернулся к гостю дед:
На крючке висят рубашки,
На скамье лежат рубашки,
НА полу лежат рубашки…
Где же гость? А гостя … нет.
Вопрос.
Куда делся гость? Как это можно проверить?
Ответ.
Капуста состоит из «рубашек» и маленькой кочерыжки, в которой после «раздевания» Арбуз своего гостя не узнал. Для проверки можно предложить гостю снова «одеться».
Карточка №3.
Е. Благинина
Мама тесто замесила
Из пшеничной из муки.
Я кусочек попросила,
Стала делать пирожки.
Я леплю, я делаю,
Только не пойму:
У мамы-то белые,
У меня-то серые …
Не знаю почему.
Вопрос.
Как выяснить причину?
Ответ.
Сравнить, чем отличаются мамины руки от дочкиных после того, как девочка помоет руки. Предложить ей снова сделать пирожки и посмотреть, какого они будут цвета.
Карточка № 4.
С. Я. Маршак (перевод с англ.)
Не было гвоздя –
Подкова пропала.
Не было подковы –
Лошадь захромала.
Лошадь захромала –
Командир убит.
Конница разбита –
Армия бежит.
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.
Вопрос.
Как автору удалось «сделать из мухи слона»?
Ответ.
Вот пример причинно-следственной цепочки, когда, казалось бы, незначительная причина: «не было гвоздя» привела к таким ощутимым последствиям: «разбита армия, захвачен город».
Карточка №5.
В. Левин «Ненаписанное стихотворение кролика».
В немом восхищенье гляжу я на змея
И всё удивляюсь в душе:
Неужто всё шея, и шея, и шея,
И шея, и шея, и ше…
Вопрос.
Что произошло? Как это видно из стихотворения?
Ответ.
Змей загипнотизировал кролика так, что тот не мог от него оторвать взгляда, и, воспользовавшись таким беззащитным положением жертвы, проглотил его.