Урок русского языка в 3 кл. Жизнь слова в системе языка
Данный урок является образцом занятия, соответствующего всем требованиям, предъявляемым к уроку новыми стандартами: педагог развивает коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные учебные действия. Всё это получается благодаря разнообразным заданиям творческого характера, обращению к различным источникам информации и личному опыту детей, работе в группах.
Тема: «Жизнь слова в системе языка»
Цели: Рассмотреть слово в системе языка с различных аспектов: фонетического, лексического, морфемного, морфологического; показать, насколько разнообразна русская речь; дать представление о газете как о периодическом издании и средстве массовой информации, о создании газеты, её верстке; развивать речь учащихся, логическое мышление, воображение, память; формировать навыки работы в команде; воспитывать чувство единства во время работы в группе.
Тип урока: комбинированный
Учебные материалы: газета «Лингвиния»; листочки-статьи; 12 палочек-стилей; 3 восковые дощечки; конверты с заданиями; опорные конспекты; ребус; карточки со словами и с транскрипцией слова «Лингвиния»; карточки для жеребьевки; заставки с названиями отделов; клей, цветные карандаши; выдержки из словарей А.Н.Тихонова и С.И. Ожегова.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Учитель. Попробуйте разгадать ребус, и вы узнаете, какой предмет будет сегодня занимать наши мысли.
т е
А Г З а
Дети. Газета
У. Подойдите ко мне и посмотрите, что я принесла вам сегодня на урок (показывает различные газеты: «Литературная газета», «АиФ», «Комсомольская правда», др.)
-Как называются газеты?
Дети перечисляют.
-Сколько страниц может быть в газете?
Дети отвечают.
-Какую информацию пишут на первой странице, на первой полосе?
Д. Самую важную.
У. Какие данные обязательно есть в каждой газете?
Д. Номер, дата выпуска, адрес редакции.
У. Что стоит под каждой статьёй?
Д. Фамилия автора.
У. Зачем людям нужны газеты?
Д. Они сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию.
Ученики распределяются на три группы.
III. Работа по теме урока.
1. Историческая справка о газете
На доске: газзетта
У.Итак, наши мысли сегодня будет занимать газзетта. Вы не согласны со мной? Неверно написано слово? А как нужно написать?
Д. Газета – с одной буквой з и с одной т.
У. Кто из нас прав?
Дети высказываются.
-Вы знаете, мы оба правы. Ведь «имя» своё газета получила в Венеции. Там в 16 веке выпускали рукописный листок, который назывался «Письменные новости». А газзетта – это название венецианской монеты, за которую можно было купить этот листок. Со временем одно з и одно т исчезли, и все письменные новости стали называться газетами.
Запишите слово в блокноты, которые лежат у вас на столе.
Дети пишут.
- Подберите к слову газета однокоренные слова. В группах запишите по три таких слова. Называя, отмечайте, с помощью каких морфем (частей слова) они образованы.
Каждая группа называет по одному слову с объяснением.
Д. Газетный – относящийся к газете (киоск), образовано с помощью суффикса -н-.
Газетчик – уличный торговец газетами, образовано с помощью суффикса –чик-.
Газетёнка – пренебрежительное значение слова газета, образовано с помощью суффикса -енк-, то есть суффиксальным способом.
Дети делают запись в блокноте.
- Итак, как газета получила своё название?
Дети отвечают.
2. Лексическая разминка
У. Где создают газету? Разгадав ребус, вы это узнаете. По какому принципу зашифровано слово?
Д. Каждому числу соответствует буква, стоящая под этим номером в алфавите.
У. Какая группа первой расшифрует ребус? 18, 6, 5, 1, 12, 24, 10, 33.
Д. Редакция.
Дети делают запись в блокноте.
У. Что такое редакция?
Д. Редакция – группа лиц, возглавляемая редактором и занимающаяся подготовкой и выпуском какого-либо издания. /Ответ с помощью словаря/
У. Друзья, кто знает, что печатают в газете?
Д. Статьи, репортажи, очерки, корреспонденции, интервью.
Ученики находят объяснения словам в словаре.
Д. Статья – публицистическое сочинение небольшого размера ( для широкой публики).
Репортаж – сообщение о событии очевидца.
Очерк – краткое описание жизненных фактов.
Интервью – беседа по актуальным вопросам.
Корреспонденция – сообщение о конкретных событиях.
Дети делают записи в блокноте. По ходу работы составляется схема-опора (Приложение 1 – см. на CD)
-Какие газетные жанры мы назвали?
Д. Статьи, репортаж, очерк, интервью, корреспонденция.
3. Составление синонимического ряда
У. Почерком быстрым исписан весь лист –
Очерк в газету строчит…
Д. Журналист.
У. Правильно. А кто такой журналист?
Д. Человек, который работает в газете.
У. Это трудная профессия?
Д. Да.
У. Действительно, ведь порой журналист мучается со словом, не может подобрать более точное, не знает, куда его лучше вставить. Но потом находит, и его статья играет яркими красками. Посоветуйтесь в группе и вспомните синонимы слова журналист.
Д. Корреспондент – сотрудник средств информации.
Репортёр – корреспондент, пишущий репортаж.
Дети делают записи в блокноте.
У. Какие разновидности профессии журналиста мы назвали?
Д. Корреспондент, репортёр.
У. Друзья мои, вы заметили, что вы уже становитесь журналистами. Вы работаете с блокнотами журналиста.
Я взмахиваю палочкой, и наш кабинет превращается в редакцию, а вы – в журналистов. Обратите внимание: вы разделены на три группы – на три отдела. Если вы не возражаете, я возьму на себя роль главного редактора. Давайте выпустим свою газету.
4. Сообщение цели урока
У. Как будет называться газета, вы узнаете, прочитав слово в транскрипции.
На доске: [л,ингв,ин, ий, а]
Д. «Лингвиния»
Учитель открывает на доске газету ( Приложение 2 –см. на CD)
-Вот эту газету мы сегодня выпустим. Почему она так называется? Лингво( от латинского) – язык. Значит, наша газета будет содержать информацию, связанную с языком.
С чем работает художник, создавая картину?
Д. С красками.
У. С чем работает музыкант, создавая музыкальное произведение?
Д. С нотами, со звуками.
У. А с чем будет работать журналист, создавая газету?
Д. Со словом.
У. А что такое слово?
Слово – чудо,
Слово – тайна,
Слово – магия,
Слово – клятва, закон, смысл.
Действительно, коллеги, мы будем работать со словом, и не просто работать с ним, а рассмотрим жизнь слова в русском языке в разных аспектах. А вот в каких аспектах, вы поймёте, когда узнаете название своего отдела.
Выберите руководителя отдела, и пусть он выйдет ко мне на жеребьевку.
(Руководители отделов подходят к учителю и из предложенного веера вытаскивают табличку с названием отдела).
- Итак, у нас теперь есть первый отдел, который работает со словом с точки зрения лексического значения, второй отдел – с точки зрения морфемики, а третий отдел – с точки зрения морфологии. В каждой группе распределите обязанности: кто будет оформлять статью, кто – записывать туда информацию, кто потом для всех расскажет, что нового узнали о слове.
5. Знакомство со словом
У. Над каким словом мы будем работать, нам подскажет этот предмет. Что это?
(Учитель показывает деревянную палочку с острым концом. Дети предполагают, что эта палочка – карандаш.)
- Попробуйте узнать название палочки, записав по порядку орфограммы в словах, которые я вам назову. Работаем в группе.
Нёс, устный, зима, аллея, вьюга
Д. Слово стиль.
У. Странное название предмета? А вот ваши ровесники в Древней Руси не находили в нем ничего странного, потому что они писали этими палочками по восковым дощечкам.
- Что мы можем сказать об этом слове с точки зрения фонетики?
Д. В слове 5 букв, 4 звука, 1 слог, 1 гласный звук, 3 мягких согласных, 1 мягкий знак.
У. Коллеги, приступим, и не забудьте после окончания работы написать свои фамилии под статьями.
Отдел 1 определяет, к какому значению относятся предложения, используя Толковый словарь С.И.Ожегова, затем вклеивает предложения под значением
( Приложение 3-см. на CD).
*Архитектурно-парковый ансамбль богатой дворянской усадьбы Кузьминки создан в стиле русского классицизма.
*Директор предприятия руководит персоналом, используя авторитарный (командный) стиль.
*Журналист пишет статью для газеты в публицистическом стиле.
*Новая коллекция известного модельера Валентина Юдашкина отличается классическим стилем.
Вывод: слово стиль – многозначное.
Отдел 2 образует от слова стиль однокоренные слова, используя Словообразовательный словарь А.Н.Тихонова, приписывает их к соответствующей картинке, выделяет суффиксы, при помощи которых образованы слова, отмечая оттенки значения (Приложение 4 –см. на СD).
Вывод: у каждого значения слова стиль есть однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов, добавляющих различные оттенки.
Отдел 3 рассматривает слово как часть речи, определяя его постоянные и непостоянные признаки и роль в предложении, вписывает в статью свои рассуждения.
Когда группа записывает, что обозначает слово, нужно обратить внимание , что у слова стиль значение предметности ( Приложение 5 – см. на CD).
Вывод: стиль – имя существительное, отвечает на вопрос что?, у него значение предметности, оно неодушевленное, нарицательное, мужского рода, изменяется по числам, в предложении играет роль подлежащего, второстепенного члена.
6. Защита статьи
У.Защиту статьи нужно начинать со слов: «Работая над статьей, мы узнали…»
Группы (отделы) внимательно слушают своих коллег, выбирают вопросы из предложенных, а потом задают их представителю конкретного отдела.
Отдел 1
У. Что странного вы увидели на страницах нашей газеты?
Д. Две даты: 5 декабря и 21 ноября.
У. Почему стоят две даты?
Д. Они отмечены по юлианскому календарю, то есть по старому и новому стилю. Стиль – это способ летоисчисления, а значит, эти слова – омонимы.
Отдел 2
У. Какое однокоренное слово вам показалось самым необычным?
Д. Стиляга.
( Нужно отметить , что это слово имеет оттенок пренебрежительности)
У. Какой суффикс добавляет оттенок пренебрежительности?
Д. Суффикс –яг-.
Отдел 3
У. Как вы думаете, какую роль может играть это слово в предложении?
Д. Высказывают свои соображения.
У. Оно может быть еще и сказуемым, и каждым из трех второстепенных членов. Но об этом вы узнаете, когда станете старше.
Увы, но тайны языка
Не все узнали мы пока.
( Каждому отделу учитель предлагает несколько вопросов. Ученики, слушая защиту статьи коллегами, выбирают и задают вопрос для соответствующего отдела.
Например:
*Возможно ли образование нового слова при помощи приставок?
*Стиль – палочка для письма и стиль- направление в искусстве: это многозначное слово или нет?
*Встречаются ли среди родственных слов сложные слова?
*Как вы думаете, здесь обозначены все морфологические признаки слова стиль?
( Вопросов может быть больше).
7. Верстка газеты
У. Коллеги, мы приступаем к верстке газеты. Как вы думаете, что это такое?
Д. Мы должны расположить материал на газетных полосах.
(Далее дети делают записи в блокнотах).
У. Как вы думаете, какую статью нужно поместить на первую полосу?
Д. С лексическим значением.
У. На вторую?
Д. С однокоренными словами.
У. На третью?
Д. С морфологическими признаками.
1V. Творческая работа
У. Нравится ли вам газета?
Д. Да.
У. А читателям понравится? Тогда давайте напишем в газету синквейны. Что такое синквейн?
Д. Синквейн – это французское пятистишие, имеющее форму «белого стиха» (без рифмы), составленное по строгому правилу:
1-я строка – одно существительное;
2-я строка – два прилагательных – раскрывают тему синквейна;
3-я строка – три глагола – описывают действия, которые относятся к теме синквейна;
4-я строка – 4-5 слов (включая предлоги), которые поясняют мое отношение к теме;
5-я строка – 1-2 слова — ассоциация к данной теме (первому слову).
У. Что будет темой нашего синквейна?
Д. Газета.
У. Тема общая, но синквейны получаются у всех разные. Почему?
Д. Мы можем написать синквейны о разных газетах.
Дети работают в группах. Синквейны помещаются под статьями каждого отдела. Синквейны можно выпустить в творческом приложении к газете или на вкладыше к газете, если она размечена только под три статьи.
Газета. Газета.
Детская, познавательная. Важная, серьезная.
Знакомит, рассказывает, удивляет. Информирует, объясняет, уточняет.
Я люблю читать детские газеты. Я люблю газеты с новостями.
Информация. Известия.
Газета.
Спортивная, мужская.
Сообщает, огорчает, радует.
Мне нравится читать о спорте.
Олимп.
Если работа над синквейнами ведется в классе давно, то ученики самостоятельно пишут их. Если ученики мало работали над синквейнами, то можно заготовить карточки, где в каждой строке будет предложено по 1-2 слова.
У. Пусть представитель от каждой группы прочитает свой синквейн и вклеит его в газету.
-Какой синквейн показался вам наиболее интересным?
V. Итог урока
У. Может ли понравиться читателям наша газета? Какие знания, на ваш взгляд, необходимы, чтобы выпускать газету? О чем сегодня вы услышали впервые? Кто об этом услышал впервые? А кто об этом что-то слышал?
Вы смогли бы удивить чем-то своих товарищей или родных?
Дети отвечают.
- Коллеги, я хочу вам на память подарить стили. Напишите на восковых дощечках первую букву своего имени. Эти дощечки я оставлю себе на память о вас и о нашей важной работе.
Приложения № 1,3,5
Ж. «Начальная школа. 1 сентября» №16 /2011г.