Урок в логике системно-деятельностного подхода
Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
4. уроки развивающего контроля.
Цели уроков выделенных типов
Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Этапы
урока «открытия» нового знания на основе системно-деятельностного подхода
Название и цели каждого этапа в структуре урока |
I Организационный момент |
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
II Актуализация знаний |
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. |
III Проблемное объяснение нового знания |
1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Сформулировать и согласовать цели урока. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5) Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения. |
IV Первичное закрепление во внешней речи |
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально; - в парах или группах. |
V Самостоятельная работа с самопроверкой |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. |
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение |
1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
VII Итог урока |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Структурные элементы учебного занятия
№ |
Этапы |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
1 |
Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2 |
Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3 |
Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4 |
Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5 |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6 |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7 |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8 |
Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9 |
Подведение итогов занятия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Формы и методы обучения
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы:
1. фронтальная — предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;
2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;
3. групповая — учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Метод — способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ |
Основные группы методов обучения |
Основные подгруппы методов обучения |
Отдельные методы обучения |
1 | Методы стимулирования и мотивации учения | 1.1. Методы формирования интереса к обучению | Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. |
1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении | Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. | ||
2 | Методы организации и осуществления учебных действий и операций | 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
- словесные методы; - наглядные методы; - аудиовизуальные методы; - практические методы |
Лекция, рассказ, беседа и др.
Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов методы упражнений, выполнение заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.) репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.) Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др. |
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) | |||
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) | |||
2.4. Методы самоуправления учебными действиями | |||
3 | Методы контроля и самоконтроля | 3.1. Методы контроля | Методы устного контроля, письменного контроля и др.
Методы самоконтроля. |
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? Какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
• использование известных знаний, способов работы детей;
• формы организации учебной работы учащихся;
• создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
• позиция учителя и его роль на данном этапе;
• использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?
Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?
Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя?
Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке |
Оценка в баллах |
Уровень работы учителя |
1.Целеполагание |
||
Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету) |
1-2 |
низкий |
Формулирует содержательную и развивающую цели урока |
3-4 |
средний |
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам |
5-6 |
Выше среднего |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий) |
7-8 |
Хороший |
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) |
9-10 |
Высокий |
2.Мотивация |
||
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. |
1-2 |
Низкий |
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся |
3-4 |
Средний |
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием |
5-6 |
Выше среднего |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества |
7-8 |
Хороший |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. |
9-10 |
Высокий |
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) |
||
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока |
1-2 |
Низкий |
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией |
3-4 |
Средний |
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема различение) представлена обучающимся наглядно |
5-6 |
Выше среднего |
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО |
7-8 |
Хороший |
Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение) не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата |
9-10 |
Высокий |
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся |
||
Работает с классом фронтально на всех этапах урока |
1-2 |
Низкий |
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи |
3-4 |
Средний |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе |
5-6 |
Выше среднего |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета |
7-8 |
Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний |
9-10 |
Высокий |
5.Методы обучения |
||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения |
1-2 |
Низкий |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, таблицу в график, диаграмму) |
3-4 |
Средний |
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам |
5-6 |
Выше среднего |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию |
7-8 |
Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления |
9-10 |
Высокий |
6.Рефлексия |
||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся |
1-3 |
Низкий |
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) |
3-4 |
Средний |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать |
5-6 |
Выше среднего |
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) |
7-8 |
Хороший |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке |
9-10 |
Высокий |