Виртуальная книжная выставка
Виртуальная книжная выставка как новая возможность в деле пропаганды чтения
Лигун Т.А.
Начиная с 90-х годов XX века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого человека, как условие его развития, а также условие развития нации в целом. И поскольку вся деятельность любой библиотеки, так или иначе, служит поддержке и поощрению чтения, мы с уверенностью можем сказать, что именно библиотеки должны использовать в своей работе все предлагаемые информационным обществом технологии и сервисы для эффективной работы по пропаганде чтения.
В последнее десятилетие во все сферы деятельности человечества, в том числе и в культурологическую, стремительно ворвался термин «виртуальность». Одной из ключевых тенденций современного развития человеческой цивилизации является формирование новой информационной среды. Технологическую базу этой среды составляют глобальные компьютерные сети, позволяющие получить доступ к любому виду данных в любом месте и в любое время. С развитием Интернет библиотеки получили новую категорию пользователей – виртуальных, т.е. тех, кто пользуется услугами библиотеки виртуально, не приходя в нее. Развивая дистанционный доступ к источникам информации, библиотеки создают виртуальные пространства, на которых успешно функционируют все библиотечные технологии. А это означает, что каждая библиотека становится проводником новой культуры – культуры виртуального информационного обмена, виртуального чтения, виртуального общения и познания. В связи с этим меняется философия библиотечной работы, переходя от принципа обладания документом к принципу возможного доступа к нему в удаленном режиме. Все это влечет за собой и переосмысление сущности библиотечной деятельности, и создание обновленной методики работы. Изменение методики может касаться как новых направлений работы, так и старейших традиционных форм библиотечного обслуживания.
Уже сегодня для библиотек являются привычными новые услуги, которые предоставляются читателю виртуально, без физического контакта с ним. Это такие услуги, как: электронная доставка документов (ЭДД), виртуальные справочные службы, виртуальные путеводители по ресурсам Интернет, он-лайн доступ к базам данных и электронным каталогам, тематические веб — проекты. На очереди – создание электронных библиотек, виртуальное обслуживание. Одной из традиционных форм библиотечной деятельности, переживающих эпоху модернизации и адаптации к удаленному способу обслуживания, можно назвать виртуальные книжные выставки.
Из-за своей новизны, понятие «виртуальная книжная выставка» в современной библиотечной науке несколько варьируется. Под данным понятием разные специалисты понимают и презентацию книг в электронном формате PowerPoint, и электронную выставку полностью оцифрованных изданий, и полные цифровые авторские коллекции произведений.
Предлагаем рассматривать виртуальную книжную выставку как он-лайн сервис для удаленного читателя, т.е. читателя, который не пришел в библиотеку, а пользуется нашими услугами удаленно, и, следовательно, желает получить некий информационный сервис, не отходя от компьютера. Создавая выставку, определяем: цель, конечный результат. Задача виртуальной выставки не идентична с задачей традиционной выставки, в силу особенностей и возможностей он-лайн технологий .
Виртуальная выставка не дает возможности пользователю физически использовать книгу, поэтому ограничивает его возможность в получении содержательной информации. В то же время виртуальная выставка позволяет библиотекарю перенаправить читателя на дополнительные информационные источники, доступные в сети, либо предложить воспользоваться другими сервисными услугами библиотеки.
Удаленный пользователь библиотеки желает получить информацию, не отходя от своего компьютера. Библиотека должна расширять информационное поле пользователя и давать возможность получить более полную информацию средствами, доступными в интерактивном режиме.
Работа в виртуальном пространстве позволяет шире использовать дополнительные виды информации: библиографическую, фактографическую, информационную. Виртуальная выставка представляет внешний вид документа, библиографическое описание и аннотацию, а так же дополнительные данные — оцифрованные выдержки из книги, рецензии, отзывы.
Невозможность полностью ознакомится с содержанием книги, может быть компенсирована ссылкой на полную электронную версию издания, либо его части (при наличии таковых), а также предложением воспользоваться специальными услугами библиотеки: заказом издания по МБА, использованием ЭДД.
Имеется возможность перенаправить пользователя на другие ресурсы – ссылки на Интернет-магазины, где можно купить книгу; ссылки на системы поиска книг в Интернете (типа books.google.com), ссылки на библиотеки, в фондах которых также находится эта книга. Все это требует дополнительного проведения поисковой работы, и, на первый взгляд, не соответствует основной задаче книжной выставки в традиционном ее значении – ведь мы отсылаем читателя не к нашему фонду, а к фондам других учреждений. Однако, согласно философии интегрированного информационного пространства, библиотека не теряет пользователя, а приобретает. Получив подобную информационную услугу на библиотечном сервере – пользователь вернется к нему неоднократно.
Для тематической выставки успешным будет предоставление читателю дополнительной готовой информации аналитического либо энциклопедического характера: ссылки на биографии, рецензии, тематические сайты; рефераты и отзывы читателей; определения, понятия, хронологические сведения, исторические факты, как подготовленные библиотекарем, так и готовые, существующие в сети Интернет.
И еще немаловажный аспект: сама структура, навигация и использование выставки должно быть доступно, понятно и удобно пользователю. Не стоит перегружать выставку большими по объему изображениями, движущимися картинками. Не приветствуется также «многослойность» в представлении информации. С одной стороны, пользователь не должен много раз кликать и переключаться из одного окна в другое, чтобы добраться до конечной информации. С другой стороны – веб-страница, с информацией о выставке не должна быть слишком длинной и объемной.
Исходя из вышесказанного, можем сформулировать определение:
Виртуальная книжная выставка — это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. Выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающую их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет.
Структура виртуальной выставки, как и обычной, должна состоять из разделов, сопровождаться цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом и т.п.
Таким образом, используя современные технологии, библиотека в работе по развитию чтения может способствовать выравниванию возможностей различных социальных групп детей и юношества в пользовании информацией посредством бесплатного предоставления ресурсов и услуг, обращая особое внимание на категории юных читателей, которым в силу разных обстоятельств доступ к ней затруднен.